Левая сторона тела атрофируются мышцы почему. Атрофия мышц. Симптомы атрофии мышц

Рецепты 13.09.2022
Рецепты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемые методические материалы по разделу «нервная система» ориентируют студентов на активное усвоение курса, способствуют осознанному пониманию информации.

Материалы составлены для студентов всех специальностей.

Методические материалы содержат следующие разделы:

1. Общие положения о нервной системе.

2. Функциональная анатомия спинного мозга.

3. Развитие головного мозга. Морфофункциональная характеристика ствола мозга.

4. Морфофункциональная характеристика конечного мозга.

5. Периферическая нервная система.

6. Вегетативная нервная система.

7. Высшая нервная деятельность.

Студентам предложена выписка из программы. Все темы рассматриваются в определенной последовательности, в соответствии с планом занятия.

Методические материалы предназначены для проведения практических занятий, а также помогают в самоподготовке по данному разделу. Здесь представлены иллюстрации, схемы, стихи, которые значительно упрощают восприятие достаточно сложной и объемной информации. Для закрепления материала студентам предложены разделы «проверь себя», где они проводят работу в парах. Решают тесты, отвечают на вопросы, занимаются решением задач.

Преподаватели анатомии и физиологии:

Коврижных Т.В., Прихунова Е.Н.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Тема: Рефлекторная регуляция организма. Функциональная анатомия спинного мозга.

Студент должен знать: латинские наименования; связь спинного мозга с головным; функцию спинного мозга; значение белого вещества спинного мозга как проводящих путей и серого вещества как места, где возбуждение переходит с центростремительных нервов на центробежные; верхнюю и нижнюю границу спинного мозга.

Студент должен уметь: работать с таблицами, опорными конспектами, схематическими рисунками; определять место прокола при спинномозговой пункции.

Тема. Развитие головного мозга. Продолговатый, задний мозг. Строение, функция.

Студент должен знать: латинские наименования отделов головного мозга; развитие головного мозга; функциональное значение продолговатого и заднего мозга; расположение пирамид, моста, мозжечка на основании черепа.

Студент должен уметь: работать с таблицами, разборными моделями головного мозга.

Тема: Средний, промежуточный мозг. Строение, функция.

Студент должен знать: что общее и чем отличаются функции спинного мозга и ствола; что человеческие чувства возникают при участии центров промежуточного мозга, но они

находятся под контролем сознания – функции коры больших полушарий.

Студент должен уметь: пользуясь рисунками атласа, разборными моделями изучать отделы головного мозга; объяснять понятия гипоталамус, эпиталамус, метаталамус, таламус

Тема: Конечный мозг. Строение, функция. Анализаторы.

Студент должен знать: значение цереброспинальной жидкости в обменном процессе Ц.Н.С; значение коры больших полушарий и расположение в ней центров (речи, письма, слуха и т.д.)

Студент должен иметь: представление о методах, используемых при изучении коры; уметь работать с таблицами, моделями, опорными конспектами.

Тема: Высшая нервная деятельность.

Студент должен знать: рефлекс- норма нервной деятельности; механизм работы центральной нервной системы; взаимосвязь условных и безусловных рефлексов; механизм образования условных рефлексов; значение условных рефлексов для человека; когда появляются условные рефлексы у человека. В чем проявляется


деятельность первой сигнальной системы; в чем проявляется деятельность второй сигнальной системы, ее значение; определять темперамент человека; какие взаимодействия существуют между первой и второй сигнальными системами; типы высшей нервной деятельности, чем они характеризуются; виды сна и их физиологическое отличие.

Студент должен уметь: объяснить свойства безусловных и условных рефлексов; образовывать условные рефлексы на базе безусловных; объяснить, что такое инстинкт, приводить примеры; объяснить, почему безусловные и условные рефлексы на природные раздражители у высших животных и человека одинаковы, объяснить, какое значение в развитии и жизни общества играет устная и письменная речь; объяснить, чем отличается реакция на слово у человека от такой же реакции у животных.

Мост– e

12- мост, базилярная борозда, 13- ножки моста,

14- полость 4-го желудочка, 15- нижние ножки мозжечка,

21- верхние ножки мозжечка

Продолговатый мозг – ж

(medulla oblongata)

16- пирамиды, 17- оливы, 18- перекрест пирамид,

19- клиновидный пучок, 20- нежный пучок








ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ

Название

сплетения

Расположение

Основные

Копчиков.





Нервная система

(латинские названия)

medulla spinalis - спинной мозг
dura maner spinalis - твёрдая оболочка
arachnoidea spinalis - паутинная оболочка
pia mater spinalis - мягкая оболочка
encephalon - головной мозг
corpus callosum - мозолистое тело
bulbi olfactorii - обонятельные луковицы
rhombencephalon - ромбовидный мозг
myelencephalon - продолговатый мозг
metencephalon - задний мозг
mesencephalon - средний мозг
prosencephalon - передний мозг
diencephalon - промежуточный мозг
telencephalon - конечный мозг
pons - мост
cerebellum - мозжечок
nn.olfactorii - обонятельные нервы
n.opticus - зрительный нерв
n.oculomotorius - глазодвигательный
n.trochlearis - блоковый нерв
n.trigeminus - тройничный нерв
n.abducens - отводящий нерв
n.facialis - лицевой нерв
n.vestibulocochlearis - преддверно – улитковый нерв
n.glossopharyngeus - языкоглоточный нерв
n.vagus - блуждающий нерв
n.accessorius - добавочный нерв
n.hypoglossus - подъязычный нерв
plexus cervicalis - шейное сплетение
pl.brachialis - плечевое сплетение
pl.lumbosacralis - пояснично-крестцовое сплетение
pl.lumbalis - поясничное сплетение
pl.sacralis - крестцовое сплетение
n.ishiadicus - седалищный нерв
n.femoralis - бедренный нерв
n.axillaris - подмышечный нерв
n.ulnaris - локтевой нерв
n.radialis - лучевой нерв
n.medianus - срединный нерв

ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ НЕРВЫ


Проверь себя

(работа в парах)

Реши задачи по спинномозговым нервам:

1. У больного наблюдается частичная атрофия дельтовидной мышцы, невозможность отведения руки до горизонтального положения. Какой СМН поражен?

2. Больной не может наложить одну ногу на другую. Какой СМН поражен?

3. При сжатии кисти в кулак 11 и 111 пальцы не сгибаются. Какой СМН поврежден?

4. У больного утрачен коленный рефлекс, частично атрофирована передняя группа мышц бедра. Какой СМН поврежден?

5. При сжатии кисти в кулак не удается согнуть 2 и 3 пальцы. Какой СМН поврежден?

6. У больного "свисающая" стопа, расстройство чувствительности на тыле стопы. Какой СМН поврежден?

7. У больного наблюдается расстройство кожной чувствительности части тыльной поверхности кисти и пальцев 1,2 части 3. Какой СМН поврежден?

8. У больного расстройство кожной чувствительности на боковой поверхности бедра. Какой СМН поврежден?

Реши задачи по черепно-мозговым нервам:

1. У больного головокружение, ощущение неустойчивости, падение в позе Ромберга. Ветвь какого ЧЖ повреждена?

2. У больного нарушена чувствительность кожи лба. Какой ЧМН поврежден?

3. У больного голова опущена на грудь поднятие и поворот ее затруднены. Какой ЧМН поврежден?

4. У больного отмечается болезненность всех верхних зубов одной половины, а также средних отделов лица. Какой ЧМН поврежден?

5. У больного птоз /опущение верхнего века/. Какой ЧМН поврежден?

6. После перенесенного отита у ребенка частично потерян вкус. Какой ЧМН поврежден?

7. У больного внутреннее косоглазие. Какой ЧМН поврежден?

8. После воспаления околоушной слюной железы, у ребенка перекосило лицо. Какой ЧМН поврежден?

9. У. В результате остеомы/опухоли костной ткани/основания черепа у больного нарушились движения глазного яблока. Какие ЧМН поражены? Где расположена остеома?

10. В результате кровоизлияния в стволовую часть головного мозга у больного возник птоз /опущение верхнего века/. Какой ЧМН поврежден? В каком отделе ствола мозга произошло кровоизлияние?

Проверь себя

ДЛИНА СПИННОГО МОЗГА СОСТАВЛЯЕТ


а) 35 - 40 си

б) 40 - 45 см

в) 45 - 50 см


ВСТАВОЧНЫЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ СПИННОГО МОЗГА НАХОДЯТСЯ В СЕРОМ ВЕЩЕСТВЕ


а) боковых рогов

б) нередких рогов

в) задних рогов

г) спинномозговых узлов


В БЕЛОМ ВЕЩЕСТВЕ ЗАДНИХ КАНАТИКОВ СПИННОГО МОЗГА ПРОХОДЯТ


а) нисходящие проводящие пути

б) восходящие проводящие пути

в) восходящие и нисходящие пути

г) ни те, ни другие.


ПРИ ДВУХСТОРОННЕЙ ПЕРЕРЕЗКЕ ПЕРЕДНИХ КОРЕШКОВ СПИННОГО МОЗГА У СОБАКИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ


а) исчезает

б) понижается

в) не изменяется

г) повышается


СРЕДНИЙ МОЗГ СВЯЗАН С МОЗЖЕЧКОМ


а)мозговыми парусами

б) верхними ножками

в)средними ножками

г) нижними ножками


В СЕРОМ ВЕЩЕСТВЕ ВЕРХНИХ ХОЛМИКОВ ЧЕТВЕРОХОЛМИЯ НАХОДЯТСЯ:


а) подкорковые зрительные центры

б) подкорковые слуховые центры

в)красные ядра

г) черное вещество


РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ - ЭТО СТРУКТУРА


а) исполнительная (двигательная)

б) сенсорная (воспринимающая)

в) исполнительная и сенсорная

г) настраивающая


ЛОБНАЯ ДОЛЯ ОГРАНИЧЕНА ОТ ТЕМЁННОЙ, БОРОЗДОЙ


а) центральной (роландовой)

б) боковой (сильвиеаой)

в) верхней: лобной

г) предцентральной


ЗОНА КОЖНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ В КОРЕ БОЛЬШОГО МОЗГА НАХОДИТСЯ В


а) предцентральной извилины

б) постцентральной извилине

в) верхней височной извилине

г) затылочной зоне


В СОСТАВ БАЗАЛЬНЫХ ЯДЕР БОЛЬШОГО МОЗГА НЕ ВХОДИТ


а) полосатое тело

б) миндалевидное тело

в) внутренняя капсула.

г) ограда


СПИННОМОЗГОВУЮ ЖИДКОСТЬ ОБРАЗУЮТ


а) твердая и сосудистая оболочка

б) паутинная оболочка

в) синусы твердой мозговой оболочки

г) сосудистые сплетения желудочков


К ПРОДОЛГОВАТОМУ МОЗГУ НЕ ОТНОСЯТСЯ ВОЗВЫШЕНИЯ НА ЕГО ПОВЕРХНОСТИ


а) пирамиды

в) бугорки тонкого и клиновидного ядер

г) бугры четверохолмия


СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТЫЕ РЕФЛЕКСЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ В ОСНОВНОМ


а) продолговатым мозгом

б) спинным мозгом

в) таламусом


К ГИПОТАЛАМУСУ НЕ ОТНОСЯТСЯ


а) коленчатые тела

б) серый бугор с воронкой

в) сосцевидные тела зрительный перекрест и зрительный тракт





Высшая нервная деятельность (ВНД) – деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.

Психика – субъективный образ объективного мира, отражение действительности в мозге.

Мышление , или рассудочная деятельность – сложнейший вид мозговой деятельности организма в процессе приспособления к новым условиям и решении новых жизненных задач.


Рассудочная деятельность позволяет улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, и использовать их в новых условиях в своём поведении.

Приспособительный характер поведения определяется условно-рефлекторной деятельностью организма, образованной на базе безусловных рефлексов (по И.М.Сеченову и И.П.Павлову).

Эмоции – переживания, в которых проявляется отношение человека к окружающему миру и к самому себе.

Эмоции .



Методические материалы

«В помощь студенту»

При атрофии мышц их ткани ослабляются и уменьшаются в объеме. Атрофия мышц может случиться в результате их бездействия, неправильного питания, болезни или травмы. В большинстве случаев можно укрепить атрофированные мышцы путем специальных упражнений, диеты и изменения образа жизни.

Шаги

Часть 1

Что такое атрофия мышц

    Узнайте о том, что означает атрофия мышц. Мышечная атрофия − это медицинский термин, описывающий уменьшение объема мышц и их исчезновение на том или ином участке тела.

    Узнайте больше о дисфункциональной атрофии (атрофии от бездействия), являющейся основной причиной мышечной атрофии. Мышцы могут атрофироваться из-за того, что ими не пользуются вообще или задействуют их очень редко, в результате чего мышечная ткань деградирует, сокращается и повреждается. Обычно это происходит в результате травм, малоподвижного образа жизни или болезни, препятствующей работе тех или иных мышц.

    • Дисфункциональная атрофия мышц может развиться в результате крайне плохого питания. Например, мышечные ткани могут атрофироваться и исчезать у военнопленных и людей, страдающих такими расстройствами питания, как анорексия.
    • Этот вид атрофии мышц может также наблюдаться у людей, имеющих сидячую работу , а также у тех, кто малоактивен физически.
    • Тяжелые травмы, например повреждение позвоночника или мозга, могут приковать человека к постели, и в результате у него разовьется атрофия мышц. Даже менее тяжелые травмы, такие как перелом кости или разрыв связки, могут ограничить подвижность и также вызвать дисфункциональную атрофию мышц.
    • К заболеваниям, ограничивающим способность человека выполнять физические упражнения и вести подвижный образ жизни, относятся ревматоидный артрит, вызывающий воспаление суставов, и остеоартрит, приводящий к ослаблению костей. При этих заболеваниях движения часто сопровождаются чувством дискомфорта, болью, либо вовсе становятся невозможными, что приводит к атрофии мышц.
    • Во многих случаях от дисфункциональной атрофии мышц можно избавиться, укрепив и нарастив мышцы путем увеличения физической активности.
  1. Узнайте о причинах нейрогенной атрофии. Нейрогенная мышечная атрофия возникает в результате болезни или повреждения находящихся в мышцах нервов. Хотя этот вид атрофии встречается реже, чем дисфункциональная атрофия, он труднее поддается лечению, поскольку во многих случаях от него невозможно избавиться, просто увеличив нагрузку на мышцы. К нейрогенной атрофии часто приводят следующие заболевания:

    Распознайте симптомы мышечной атрофии. Важно как можно ранее выявить симптомы атрофии мышц, чтобы немедленно приступить к ее устранению. К основным симптомам относятся следующие:

    • Слабость мышц, уменьшение их объема.
    • Окружающая пораженные мышцы кожа кажется дряблой и свисающей.
    • Выполнение таких действий, как поднятие различных предметов, движения атрофированной областью и физические упражнения связано с трудностями, хотя раньше с этим не возникало никаких проблем.
    • Боль в пораженном участке.
    • Боль в спине и трудности при ходьбе.
    • Ощущение жесткости и тяжести в поврежденной области.
    • Человеку без медицинского образования бывает сложно определить симптомы нейрогенной атрофии. К наиболее явным симптомам этого типа атрофии относятся сутулость, малоподвижность позвоночника и ограниченная подвижность шеи.
  2. Если вы думаете, что у вас атрофия мышц, обратитесь за медицинской помощью. При подозрении на мышечную атрофию постарайтесь без промедления проконсультироваться с врачом. Он сможет выявить причины, поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение.

    Обратитесь за помощью к другим специалистам. В зависимости от причины, вызвавшей атрофию мышц, врач может порекомендовать вам обратиться к физиотерапевту, диетологу или персональному тренеру, которые помогут вам улучшить ваше состояние с помощью специальных упражнений, диеты и изменений в образе жизни.

    Найдите персонального тренера или физиотерапевта. Несмотря на то, что, пытаясь остановить атрофию мышц, вы можете выполнять некоторые упражнения и самостоятельно, лучше заниматься этим под руководством квалифицированного инструктора или тренера, чтобы быть уверенным, что вы все делаете правильно.

    • Тренер начнет с того, что оценит ваше физическое состояние, после чего обучит вас специальным упражнениям, позволяющим укрепить и нарастить мышцы в атрофированной области. Он оценит эффективность тренировок и при необходимости подкорректирует их.
  3. Начните с небольших нагрузок, постепенно увеличивая интенсивность. Поскольку большинство людей с атрофированными мышцами приступают к упражнениям после долгого периода низкой физической активности, следует начинать с малых нагрузок. Помните о том, что ваш организм не настолько крепок, как до атрофии.

    Начните с водных упражнений или реабилитации в водной среде. Восстанавливающимся после мышечной атрофии пациентам часто рекомендуют плавание и водные упражнения, поскольку этот вид физических упражнений помогает снизить боль в мышцах, быстро привести атрофированные мышцы в тонус, восстановить мышечную память и расслабить поврежденные мышцы. Хотя эти упражнения лучше выполнять под руководством специалиста, ниже приведено несколько основных шагов, с которых стоит начать тренировки.

  4. Пройдитесь по бассейну. Зайдя в воду примерно по пояс, попробуйте походить в ней в течение 10 минут. Это безопасное упражнение помогает разработать мышцы нижней части тела.

    • Со временем увеличивайте продолжительность и глубину.
    • Можно также использовать надувной круг, лопатку или водные гантели для большего сопротивления воды. Эти приспособления помогут вам укрепить мышцы туловища и верхней части тела.
  5. Выполняйте подъем коленей в бассейне. Обопритесь спиной о стену бассейна, стоя на дне обеими ногами. Затем поднимите одну ногу, согнув ее в колене так, как будто вы маршируете на месте. Подняв колено на уровень таза, разогните ногу, вытянув ее вперед.

    • Проделайте упражнение 10 раз, затем повторите его, сменив ногу.
    • Со временем увеличьте число повторов.
  6. Выполняйте отжимания в воде. Встав лицом к стенке бассейна, положите руки на ее край, держа их на ширине плеч. Приподнимитесь на руках, высунувшись из воды примерно наполовину. Продержитесь в таком положении несколько секунд, после чего снова опуститесь в воду.

    • В более легком варианте этого упражнения положите руки на край бассейна, разведя их на ширину плеч. Затем, согнув руки в локтях, наклонитесь к стенке бассейна.
  7. Перейдите к упражнениям с собственным весом. По мере прогресса добавьте к своим тренировкам упражнения с собственным весом, выполняемые уже на земле.

    • Новичкам можно начать с 8-12 повторов приведенных ниже упражнений. Эти упражнения нацелены на развитие основных групп мышц.
    • Чтобы укрепить атрофированные мышцы, проделывайте данные упражнения три раза в неделю.
  8. Научитесь выполнять приседания . Для этого встаньте прямо, вытянув руки перед собой. Осторожно и медленно согните ноги в коленях, как бы садясь на воображаемый стул. Продержавшись в такой позе несколько секунд, выпрямите ноги, вернувшись в исходное положение.

    • Удерживайте равновесие, опираясь на пятки, и следите за тем, чтобы колени не заходили вперед за пальцы ног.
  9. Выполняйте приседания с выпадом на одну ногу . Для этого встаньте прямо, положив руки на бедра. Втяните живот.

    • Сделайте широкий шаг вперед правой ногой. При этом держите спину прямо. Приподнимите пятку, опираясь носком о пол.
    • Одновременно согните обе ноги в коленях под углом 90 градусов. Вы можете контролировать свою позу, наблюдая за собой в зеркале.
    • Опустите пятку на пол и выпрямитесь. Вернитесь в исходную позицию, подтянув правую ногу обратно, и повторите упражнение для левой ноги.
    • Помните о том, что следует держать спину прямо.
  10. Попробуйте опускания для тренировки трицепсов. Используйте для этого устойчивую скамью или стул. Сядьте на скамью или стул и обопритесь о края руками, разведя их на ширину плеч.

    • Вытянув перед собой ноги, медленно соскользните вперед, опираясь на руки. Выпрямите руки так, чтобы основная нагрузка приходилась на трицепсы.
    • Осторожно согните руки в локтях, удерживая свою спину вблизи скамьи. Опускаясь вниз, крепко держитесь руками за края скамьи.
  11. Выполняйте базовые упражнения для мышц брюшного пресса . Для этого лягте спиной на мат или коврик. Не отрывая ступни от пола, согните ноги в коленях.

    • При этом можно скрестить руки на груди, либо занести их за шею или голову. Попытайтесь приподнять плечи вверх, напрягая мышцы брюшного пресса.
    • Продержитесь в таком положении несколько секунд, затем опуститесь на спину и повторите упражнение.
  12. Попробуйте упражнения с отягощением. Используйте для этого эспандеры или силовые тренажеры. К данным упражнениям следует приступать лишь после того, как вы успешно освоите упражнения с собственным весом, приведенные выше. Постарайтесь также выяснить, какие упражнения с отягощением помогают укрепить необходимую вам группу мышц.

    • Жим лежа можно выполнять с эспандерами. Лежа спиной на скамье, вытягивайте перед собой эспандеры, как бы поднимая вверх гантели.
    • Начните с более легких эспандеров. Почувствовав, что упражнение дается вам довольно легко, смените эспандер на более тяжелый. Таким образом вы сможете постепенно увеличивать нагрузку.
  13. Включите в свои тренировки аэробные упражнения. Дополните перечисленные выше упражнения аэробными, которые также помогают укрепить атрофированные мышцы. Постарайтесь совершать регулярные пешие прогулки и другие кардиоупражнения.

    • Начните с 10-15-минутной ежедневной пешей прогулки. Постепенно увеличивая скорость, доведите продолжительность прогулки до 30 минут, после чего можно перейти к ежедневным пробежкам трусцой.
  14. Не забывайте растягивать мышцы . После каждого занятия проводите растяжку мышц для того, чтобы увеличить их диапазон движения. Посвящайте растяжке мышц 5-10 минут после каждой тренировки. Можно проводить растяжку мышц и отдельно от тренировок.

    • Старайтесь растягивать все основные группы мышц, уделяя каждой по 15-30 секунд.
    • Начните с растяжки спины и верхней части тела. Затем перейдите к мышцам шеи, предплечий, запястий и трицепсов. Не забывайте о мышцах груди, живота и ягодиц. После этого займитесь мышцами бедер, лодыжек и ступней.
  15. Освойте несколько специальных растяжек. Ниже приведены некоторые упражнения для растяжки отдельных групп мышц.

    • Растяжка шеи. Наклоните голову вперед и, вытянув шею, переместите ее влево, вправо, назад и снова вперед. Не перекатывайте голову по кругу, поскольку это небезопасно.
    • Растяжка плеч. Положите левую руку на грудь. Возьмитесь за ее предплечье правой рукой. Потяните его до тех пор, пока не почувствуете натяжение в левом плече. Надавите на левую руку в обратном направлении, сжимая мышцы плеча. Проделайте то же самое с правой рукой.
    • Растяжка трицепсов. Поднимите правую руку. Согнув ее в локте, заведите назад, дотянувшись до участка между лопатками. Положите левую руку на правый локоть и подтяните его к голове.
    • Растяжка запястий. Вытяните руку вперед и слегка оттяните ладонь назад, взявшись за нее второй рукой. Повторите то же самое с ладонью второй руки.
    • Растяжка коленей. Сядьте, скрестив ноги. Вытяните одну ногу перед собой и постарайтесь дотянуться до ступни, удерживая ее несколько секунд. Вернитесь в исходную позицию и повторите упражнение со второй ногой.
    • Растяжка поясницы. Лягте на спину. Согнув одну ногу в колене, поднимите ее к груди. Повторите упражнение со второй ногой.
    • Растяжка ног. Лягте на спину и вытяните обе ноги вверх. Положив руки на обратную сторону бедер, подтяните ноги к лицу.

Рекомендуем почитать

Наверх