И. В. СергиенкоУличный кулачный бой. Техника боя. Система обороны. Ч2 - Русский кулак, или как бились наши предки Кулачный бой как работа канарским ножом

Плечи 13.09.2022
Плечи

Упоминания о кулачном бое, без подробностей, есть в Повести временных лет. Можно утверждать, что в средневековой Руси кулачный бой был не просто потехой, а важным элементом воинского воспитания. История не сохранила ни стилей, ни имён великих бойцов, чему в немалой степени способствовали позиция РПЦ и правящего класса. Кулачный бой был густо «замешан» на языческих традициях. Например, ещё в XIX веке перед состязанием бойцы исполняли «ломание», имитирующее движения медведя (который был предметом культа на селе на протяжении веков). Функционально «ломание» можно сравнить, с большой долей натяжки, с уай-кру из тайского бокса – это танец-разминка, своего рода медитация в движении.

Первые дошедшие до нас сведения о попытке запретить кулачный бой относятся к 1274 году, когда митрополит Кирилл собрал во Владимире собор, постановивший: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Во времена Фёдора Иоанновича (1584-1598) не зафиксирован ни один эпизод кулачного боя. XVII век стал временем настоящих гонений на «кулачки», чему способствовали бесконечные народные бунты, в которых участвовали кулачные бойцы. Застигнутых при кулачном поединке били батогами, штрафовали, а «рецидивистов» ссылали в пограничные земли. А вот Пётр I, напротив, поощрял кулачный бой. Он даже издал указ в 1727 году, регулирующий правила боёв. Богат на запреты и XIX век, но масленичные кулачные бои стали частью народной культуры, и церкви пришлось смириться с таким положением вещей.

В средние века кулачный бой на Руси был и вариантом ордалии – Божьего суда – когда победитель поединка считался правым, а проигравший – виновным.

Вырождению кулачного боя способствовало и создание массовых армий, вооружённых огнестрелом, когда личная выучка каждого бойца была не столь критична, как в сече на холодном оружии.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои. После установления советской власти кулачный бой рассматривался как пережиток царского режима и постепенно уходит из жизни, вытесненный, например, боксом и самбо.

Кулачный бой продержался в уголовных кругах до пятидесятых годов, но потом вошло в обиход пускать ножи или огнестрел и боевое искусство окончательно кануло в Лету.

Введение

Русский кулачный бой берет свое начало в древних традициях народа. Исторически так сложилось, что Россия во все времена сражалась против иноземных захватчиков. Не обходились без боя и народные гулянья в праздники. За долгие века в русском кулачном бое наработались определенные приемы. В различной местности они отличались друг от друга, имели характерные особенности. На Руси сформировалось несколько направлений кулачного боя. Наиболее известными из них являются буза и скобарь. В настоящее время они представляют известные школы русского кулачного боя. На основе традиционных приемов русского кулачного боя разработаны многие современные школы. Например, это относится к Радогоре, основная техника которой заключается в кулачных приемах. Русские кулачные традиции наряду с восточными единоборствами вошли в современные школы рукопашного боя, которые широко используются для самозащиты при нападении и при подготовке сотрудников силовых структур.

Русский кулачный бой имеет продолжение и в спорте. Многие современные школы кулачного и рукопашного боя развиваются в спортивном направлении, регулярно проводят соревнования, занимаются под готовкой молодых спортсменов.

Приемы русского кулачного боя можно использовать для самозащиты в уличной драке. При внезапном нападении проще всего воспользоваться приемами, построенными на естественных движениях тела. Они возникают рефлекторно и поэтому комплементарны атаке противника. Однако в любом рукопашном бою, даже уличном кулачном, не достаточно только следовать действиям нападающего. Важно уметь сориентироваться в обстановке и перехитрить противника. Для этого необходимо применить определенную тактику.

В спорте бойцы намеренно выходят на площадку и вступают в рукопашный бой. Они показывают свое профессиональное мастерство, силу, ловкость, красивые отработанные движения. За таким зрелищем c удовольствием наблюдают зрители и болельщики. В обычной жизни без необходимости защищаться от нападения отсутствует и необходимость в бое. Проще и целесообразнее предотвратить драку, чем рисковать своими здоровьем и жизнью. Это относится к любому человеку, вне зависимости от уровня физической и боевой подготовки.

Для предотвращения конфликтов, которые могут привести к драке на улице, не стоит отвечать на провокации. Часто уличные столкновения начинаются c какого-либо вопроса или обращения к прохожему. В такой ситуации противник больше желает зацепить, унизить, запугать жертву словами. При намерении покалечить или убить, он бы перешел к действию без слов. Если в этой ситуации сохранить выдержку и спокойствие, а также внутреннюю готовность дать отпор, то противник теряет самоуверенность, и сам начинает чувствовать страх. В такой ситуации драки можно избежать.

В уличной драке не стоит использовать оружие, даже если оно у вас имеется c собой. Во-первых, нет никакой уверенности, что оно не окажется в руках противника, который применит его против вас. Во-вторых, если его используете по назначению вы, то, возможно, превысите пределы необходимой самообороны и тем самым нарушите закон. Демонстрация оружия может остановить мелких хулиганов, но, если на вас напал закоренелый преступник, его это не остановит. Особенно в том случае, если он заметит страх и отсутствие уверенности, применить ли оружие. Именно поэтому навыки кулачного или иного рукопашного боя являются лучшим средством самозащиты при уличном нападении.

Сложность уличной драки заключается в том, что начинается она внезапно, без подготовки, поэтому умение быстро реагировать на ситуацию, концентрироваться, а также навыки владения телом помогут постоять за себя. Одновременно нужно принять боевой настрой – забыть о страхе, о боли. Это помогает лучше думать в уличном бою и выиграть его.

В любой системе рукопашного боя большое значение уделяется психологической подготовке бойцов. Она помогает принять правильный настрой и использовать в бою различную тактику.

На основе русского кулачного боя возникли различные современные школы рукопашного и, непосредственно, кулачного боя. Многие из них известны не только в России, но и во всем мире. Некоторые в большей степени ориентированы на бои в условиях военных действий, другие преследуют своей целью не только обучение боевым приемам, но и сохранение традиций. В любом случае русский кулачный бой продолжает жить и не теряет своей актуальности. В России ежегодно проводятся чемпионаты по различным видам русской борьбы. В некоторых соревнованиях участвуют даже дети, подростки и женщины. Таким образом, русские кулачные традиции способствуют развитию спорта и приобщению к нему людей различных категорий. Не стоит забывать и о роли навыков кулачного боя для самообороны. Владеть простыми приемами самозащиты необходимо каждому.

Глава 1
История русского кулачного боя

Теория атаки и защиты

Русские кулачные бои берут свое начало в языческой Руси. Нельзя точно узнать дату и даже век их зарождения, однако летописец Нестор упоминает кулачные бои в «Повести временных лет» (1048 г.), осуждая участников подобных побоищ. В связи с этим отдельные историки выдвигают гипотезу о зарождении этого «развлечения» в IX веке или гораздо раньше. Подтвердить или опровергнуть такие предположения пока невозможно.

Несмотря на отрицательное отношение к этой традиции христианской церкви, устоявшейся на Руси с X века, кулачные бои продолжали существовать, как и многие другие русские обычаи, связывая язычество с христианством.

О развитии кулачных боев с первого упоминания в летописи до настоящего времени сохранилось достаточно свидетельств, чтобы судить о том, какие изменения претерпела эта состязательная игра.

Западные историки, изучающие спорт, иногда утверждают, что кулачные бои существовали только в античности, а позднее появились на Британских островах в XIII веке. Подобные заключения неверны, ведь достоверно известно, что кулачные бои на Руси существовали задолго до XIII века.

Кроме того, изображения кулачных боев найдены в иероглифах и росписях древних цивилизаций: Древнего Египта, Вавилона, Эгейской культуры. На них можно увидеть воинов, бьющихся между собой именно на кулаках.

Несмотря на разнообразие видов русских кулачных боев, уникальность их в состязании с привлечением большого числа людей одновременно. Эта забава и в наши дни ассоциируется скорее с большими игрищами, нежели со спортивным поединком: большое число людей может соревноваться командами или каждый сам за себя.

Следующей страницей развития кулачных боев уже можно назвать Древнюю Грецию, где имелись описания самих боев и легенды, связанные с их божественным происхождением. В античности кулачные бои считались эстетически приятным видом физических упражнений, пригодным только для сильных и смелых мужчин. Уже тогда в кулачных боях участвовали известные личности: поэты, писатели, ученые и даже государственные деятели. Известно, что Пифагор участвовал в Олимпийских играх и практиковал этот вид спорта.

В древних цивилизациях бои проводились на голых кулаках или с кожаными бинтами на кистях (прототип перчаток). Русский кулачный бой также ведут в рукавицах, которые смягчают удары, хотя это правило было распространено не сразу.

Виды русского кулачного боя

Кулачные бои издревле делились на несколько видов по количеству участников и обширности сообществ, выходящих друг на друга.

Многим знакомы выражения «улица на улицу», «слобода на слободу», «деревня на деревню». Все они связаны с историей кулачных боев. Кроме того, существовали и бои-поединки («один на один», «сам на сам») нескольких разновидностей. Среди массовых боев наиболее популярны «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Стенка на стенку

Стенка на стенку (стеношный бой) – самый зрелищный и наиболее известный вид массовых кулачных боев, которые проводились по праздникам или для решения каких-то вопросов между жителями разных улиц, работниками различных профессий и т. д.

Каждая сторона вставала в стенку (сплошную линию из людей), которая могла состоять из нескольких рядов, лицом к другой стенке и по команде старалась побороть противника: заставить отступать, обратить в бегство, проредить стенку или заставить сдаться. Проигрывала та команда, которая отступала за пределы обозначенной для боя территории или стенка которой «рвалась» в одном или нескольких местах. Возможен был и другой вариант определения победителей и проигравших. Бой продолжался, пока одна из сторон не сдастся (например, когда выведена из строя большая часть бойцов). Тогда после каждого отступления, во время небольшого перерыва, «отстающие» меняли участников, тактику и постановку в стенке, а затем вновь выступали против своих соперников, пока какая-то стенка не одерживала окончательную победу. Последний описанный вариант был более жестоким, часто приводящим к тяжелым травмам и даже смертям участников, особенно до введения смягчающих игру правил. Однако именно такие игры давали закалку и готовили к настоящим сражениям.

Атаку вели с применением разных военных приемов: свиньей (клином), с заменой бойцов первого ряда на бойцов последнего и т. д.

Иностранные дипломаты уже с XVI века отмечали пользу стеношных кулачных боев для формирования выносливости и силы русских воинов. В стенках участвовали все, от юношей до пожилых мужчин. При этом бой мог проходить в три этапа: сначала, с обеих сторон схлестывались подростки; затем к схватке присоединялись неженатые юноши; наконец, в бой вступали взрослые мужчины. Этапы могли продолжаться вместе или идти по очереди, один после окончания другого.

Сегодня этот вид кулачных боев является наиболее распространенным, его можно увидеть не только в клубах по исторической реконструкции или этнических поселениях, но и во время народных гуляний, больших праздников, свадеб, после зрелищных спортивных мероприятий в качестве дополнительного развлечения, тренировки и показа физических способностей. А вот спорные вопросы путем кулачной стеношной борьбы в наши дни уже не решают: подобные состязания «стенка на стенку» напоминают скорее бои без правил.

Сам на сам

Сам на сам (один на один) – кулачный поединок, самый почитаемый на Руси вид кулачных боев. Два соперника сходились друг с другом, чтобы решить, кто из них прав, или просто помериться силой.

Кулачные поединки бывали организованными и стихийными. В первом случае бой могли назначить заранее, за несколько дней, или на тот же день, но с участием организатора, который выполнял функцию судьи. Стихийные бои проводились, как правило, на ярмарках, во время народных гуляний, реже – в повседневных ситуациях.

Русский бой «сам на сам» очень походил на традиционный английский бокс с голыми руками, популярный примерно в то же время. Однако на Руси несколько раньше были установлены смягчающие правила: не бить лежачего, не использовать металлические предметы и т. д. В Англии подобные запреты появились только в 1743 г.

Интересен вид кулачного поединка под названием «удар на удар». В этом варианте участники наносили друг другу удары по очереди. Кому бить первому, определяли по жребию или взаимному согласию (более сильный мог уступить право первого удара сопернику, если считал его слабее себя). Такие кулачные бои имели характер развлечений и практически не использовались для выяснения отношений. При этом нередки были случаи, когда весь бой заканчивался после первого удара: соперник не мог встать из-за тяжелой травмы или по причине скоропостижной кончины. Поэтому бой «удар на удар» включал в себя более строгие правила, чем обычное противостояние «сам на сам». Принимающему удар нельзя было защищаться (разрешалось только прикрывать обращенными к противнику ладонями уши и виски), но и нападающий, к примеру, не должен был бить в висок. Оба участника стояли на месте и не уклонялись от ударов.

Еще одна разновидность кулачных поединков – охотницкие бои. Участники этих боев часто боролись в рукавицах с нашитыми на них металлическими бляхами. Уходы от ударов запрещались, как и удары ногами. Можно было подсекать соперника, но в основном бой велся в открытых стойках, без блоков и уклонов. Главным преимуществом, помимо быстрой реакции, в таком бое была физическая сила и выносливость, способность устоять на ногах и вытерпеть боль.

Иногда кулачные бои принимали более серьезный оборот, становясь вариантом законного суда: проигравший считался виноватой стороной, будь он ответчиком или истцом. Такой суд назывался «поле» и просуществовал вплоть до смерти Ивана IV (Грозного) в 1584 году. Поединок-поле мог происходить как непосредственно между истцом и ответчиком в тяжбе, так и между их представителями – договорными бойцами. К «полю» прибегали, как правило, только тогда, когда вынести приговор было сложно.

Бои «сам на сам», проходившие ради забавы, а не для выяснения отношений, начинались с объятий и целования: соперники показывали, что между ними нет личной вражды, и бой идет только «на интерес».

Русский кулачный бой

Теперь много говорят о том, что русского стиля не существовало. Но это сказано людьми, не обладающими элементарными знаниями и понятиями в истории.

Конечно, многого мы к сожалению об этом не знаем, так как в то далекое время специальный записей на эту тему делалось мало, но кое что, восстановленное по сохранившимся записям мы предлагаем Вашему вниманию. Я не хочу обсуждать, насколько эффективен этот стиль, а просто предлагаю Вам на рассмотрение.

Так бились предки (русский стиль рукопашного боя)

Предлагаем на рассмотрение засечный стиль , или, как еще называли тогда – сечу . Этот стиль в данное время культивируют многие секции и клубы любителей славянских единоборств.

Немного истории. Психология сечи, механика нанесения ударов особые, существенно отличаются от восточных. Эти особенности техники связаны с боевым искусством.

Вспомните, славянам часто приходилось иметь дело с многочисленным противником. Из истории мы знаем, что Русь никогда не знала тяжелых доспехов. Именно поэтому славянские воины полагались больше на собственные силы и искусство воина. И бились они в бешеном темпе, держа оружие в обеих руках.

Что такое бешеный темп, мне наглядно продемонстрировали в конце восьмидесятых в ленинградской школе. Мастера наносили по 7 ударов в секунду. В таком немыслимо бешеном темпе мастер мог работать по минуте – полторы. Ну да, Вам не показалось. 7 ударов в секунду.



Дело в том, что во время боя, при увеличении количества непосредственно атакующих противников должно было расти и число ответных ударов. Но, как ни странно, в таком случае главной помехой становится само оружие. Меч, сабля. Это и есть механика боя. Ведь во время нанесения удара левой рукой главной помехой ему является клинок сабли, зажатой в правой руке. Поэтому, воин должен был бросить оружие, и наносить удары кованым наручем и чревцами , которые защищали руку от кисти до локтя. Но это немного позже. А в более древние времена подобием наруча было плетение сыромятных кожаных ремней, которыми оплетали руку от кисти до локтя.

Некоторые школы славянского кулачного боя до сих пор, отдавая дань традициям используют кожаный наруч. Хотя, удар, нанесенный в наруче, всегда более увесист, несмотря на кажущуюся легкость техники выполнения.

Ноги воина защищали поначалу кожаные, затем кольчужные поножи , а немного позже их изготавливали из металлических кованных пластин – бутурлуков . Часто к поножам крепились всевозможные крюки и щипы. Защищенная и вооруженная таким образом нога являлась грозным оружием.

По русским традициям сеча называлась рукопашным боем, но никогда не объединяла кулачный бой и борьбу, которые теперь именуются рукопашным боем. В переводе со старославянского «опаш» - это размахивание. То есть, рукопашный бой – это бой размахиванием рук, то есть сеча.

Вам приходилось слышать фразу: «удар со всего плеча»? Не нужно воспринимать плечо в буквальном смысле, как часть тела. Плечо в славянских школах боя - это растяжка удара, то есть, его глубина, которая равна половине окружности.

А теперь техника русского стиля

Рассмотрим стойки. Они имеют некоторые особенности, и отличаются от стоек, которые применяются в восточных школах. Одна из основных базовых стоек, можно сказать, главная базовая стойка, называется «уключный сустав». Именно в ней и происходит бой.

Одной из характерных ее особенностей является относительная свобода положения корпуса. Постановка ног так же не требует жестких ограничений. Стойка не является статичной, и боец в ней - это комок энергии, готовый к действию.

Корпус немного наклонен вперед, руки согнуты в локтях перед грудью так, чтобы предплечья были выставлены на одно расстояние. Мышцы шеи слегка напряжены. При положении противника на дальней дистанции, постановка локтей как на рисунке.

Базовая стойка («уключный сустав»)

Это положение рук идеально для раскрута горизонтальной серии ударов. Но следует учесть, что такое положение рук оставляет открытыми ребра и почки, а значит, при малейшей опасности сближения с противником следует принять стойку с опущенными руками, как на рисунке.

Стойка с опущенными руками

На рисунке видно напряжение и готовность бойца. Но это скорее защитная стойка. В ней нельзя застывать надолго и нельзя нанести столь быструю серию ударов. Ноги в этой стойке стоят на глубине устойчивого шага. Такая позиция называется пята . Это устойчивая зона пространства.

Как бились наши предки

В этой статье мы рассмотрим систему передвижения в засечном кулачном бою.

Эта система состоит из 2-х частей: передвижения при защите, это называется «свиль», и передвижении при проведении атаки. Это называется ломание.

Но поговорим о свиле. Основа свиля - это пята. Свиля - это наземные перемещения , опыт защитных перемещений вообще. Нужно помнить, что движения в свиле следует выполнять резко, стремительно, рывками. Это, пожалуй, единственный способ, представляющий действенную защиту.

Рассмотрим несколько традиционных расположений пяты, с освоения которых проще всего начинать освоение свилей. Особое внимание следует обратить на то, что все приведенные здесь позы - это остановленные мгновения. Уходить от них нужно так же стремительно и легко, как и принимать.

Итак, рассмотрим подробнее, что такое свиля? Это не просто наземные перемещения. Кроме всего вышеперечисленного - это систематизированный и расчетливый маневр, который выполняется на уровне первой сигнальной системы, а это значит, без аналитической подготовки.

Проще говоря - это двигательный рефлекс. Анализ движений противника и своих собственных заберет слишком много времени, а иногда выиграв доли секунды, можно выиграть бой. То есть, если рассмотреть подробнее, то древнерусская свиля - это всегда уход от ударов . В этом и есть отличие от восточных единоборств, где применяется встречный блок.

Но свиля присуща не только русскому кулачному бою. Подобные техники присутствуют во многих видах борьбы, например, в греко-римской. На этом базируется и подвижность боксера на ринге. Как известно, в своей практике кулачного боя, греки наносили удары только в голову. Конечно, это замечание не относится к панкратиону.

Если учесть то, что рука бойца была вооружена наручем из тяжелых кожаных ремней с металлическими шипами и бляшками, могло создаться впечатление о том, что греческий кулачный бой зрелище малогуманное. Но это не так. Дело в том, что нанесение удара по ограниченной цели прямопропорционально защитному действию. То есть, при ограничении цели удара, защитный маневр проще, и добраться до противника сложнее.

Традиционно считается, что заимствование традиций из других видов борьбы велось только в одном направлении. То есть рассматриваются походы Олега, Игоря и Святослава на Византию, которые поспособствовали внедрению в среду славянских боевых искусств чужих методов. Но это не совсем так, поскольку в 10 веке к которому относятся эти походы, были известны такие методы борьбы, о которых греки знать не могли. Возможно, свиля в древности являлась для славян прототипом гимнастики.

После того, как Вы освоите приведенные положения пяты, и почувствуете, что противник атакующий целой серией ударов неопасен, можно приступать к изучению передвижения по площадке.

На сегодняшний день известно 3 способа перемещения по площадке. Это характерные для русского кулачного боя вышагивание, с соответственным уклоном корпуса, прыжком, что особенно характерно для русской плясовой и гопака, и кубарем, то есть, специфическим кувырком, в нескольких формах.

Эти способы применяются тогда, когда напор атакующего способен смести Вашу пяту. Проще говоря, защитить себя не сходя с места, Вы не можете. В этом случае, все перемещения по площадке - это только перемещения пяты с места на место. Пята, перемещаясь по площадке должна проваливать все атаки противника. Но уход - это не только движение ног. Движение рождается телом, а ноги только реализуют перемещение в заданном направлении.

кл.слова: техника, история, русский стиль, раскачник, рукопашный бой, накидуха, Белов

Теперь, когда читатель познакомился с принципами телодвижения (с принципами, поскольку разговор о технике этого направления, конечно же, никак не может уложиться в рамки журнальных статей), вполне логично будет перейти к жемчужине русского кулачного боя — раскачному стыку. Раскачник можно назвать самым тяжеловесным ударом кулачного боя, его «тяжелой артиллерией». Это — удар энергоемкий, им бой не пересыпают, его готовят, «ведут», как мы говорим. Но зато он настолько эффективен, что «вытянуть» его можно не только по открытому корпусу, пользуясь ошибкой в обороне противника, но и по самой этой обороне, то есть — через элемент защиты.

Существенной особенностью раскачника является то, что он бьется «от спины», то есть формируют его не столько плечи, сколько мышцы спины. Я бы сказал, что делает его «злая» спина, спина с сокращенными мышцами. Не случайно удар называется раскачным, его действительно нужно раскачать корпусом, подвернуться под него, чтобы достичь максимального приложения силы. Наиболее мощно это приложение при выходе кулака примерно в центр груди равного вам по росту противника. То есть удар получается под небольшим углом сверху вниз.

Посылая локоть назад, в заспинный раскат, боец сжимает лопатку и разворачивает корпус, обеспечивая себе глубокий замах. Далее, начиная раскручивать корпус на удар, боец высоко выводит локоть (как показано на рисунке), направляя кулак вперед-вниз, и незначительно подкручивает удар поворотом кулака по общей схеме развития удара. В момент приложения силы корпус бойца как бы скручивается, выжимая и выкладывая все в удар. При этом скруте следует ослабить мышечное сопротивление разноименной удару коги отрывом пятки от пола, что создает полную свободу на подкруте живота.
В русском раскачнике есть и еще одна особенность, присущая только этому удару, — раскачник не существует как действо только какой-то одной руки. Раскачный стык — это движение обеих рук, при котором одна выполняет «раскачку», закрут корпуса, базу удара, а вторая — пробивает. Раскручивание корпуса, создание сильного заспинного раската можно осуществлять и самой формой раскачника, только уже без приложения силы. Поэтому, если боец начинает легкий атакующий манёвр слева, это, как правило, является началом его последующего основного удара справа.
Раскачник легко выполняется в любом направлении, в том числе и назад. Вообще этот удар словно рожден в куче-мале русского стенного боя, когда боец мечет сносящие противников удары во все стороны от себя. Для выполнения раскачника за спину необходимо выполнить разворот корпуса на 180° с помощью отшага правой ногой назад (стопа начинает разворот под прямым углом) и движения правого локтя по дуге сверху-вниз за спину. Таким образом, вы развернули себя для нанесения вытяжного удара слева, который ведет ваш основной удар справа. Принцип раскачки повторяется при ударе в любом направлении.
Целесообразно, освоив базовую форму раскачника, опробовать удар в серии: вперед-назад-вправо-влево. Поняв механику движения, сделать эту серию будет несложно. Скорость выполнения раскачника и его сила придут, конечно, с опытом, с практикой. Как видите, русский прямой имеет значительные расхождения с восточными аналогами, и в этой связи нельзя не упомянуть мнение, создаваемое в среде поклонников восточных единоборств, что, дескать, любой удар или бросок, каким бы названием или борьбой он ни прикрывался,— это джиу-джитсу (ушу, каратэ...). Думать подобным образом так же примитивно, как любой округлый предмет, например, называть яблоком.

В традициях русского состязательного боя «на кулачках» просматриваются, по меньшей мере, три направления: сеча, стеношный бой и куча-мала, или «свалка», как ее еще называли. Техника боя классифицируется не только по принципу индивидуального и группового состязания, но еще и по способу его ведения.
Индивидуальный поединок получил особые стимулы развития в эпоху судных боев. Тогда же сформировался и термин «сам на сам». В отличие от очень популярного в народе коллективного состязания «сам на сам» всегда носил черты жесткой и даже жестокой схватки. В ней зачастую участвовали, что называется, профессионалы, на которых «заручались», то есть спорили, делали ставки. Правила обговаривались непосредственно перед боем. Бились обычно до первой крови.
Куча-мала — это собственно не стиль в кулачном деле, а положение в стеношном бою, при котором «стенки» смешиваются и бойцы теряют «рядок», то есть нарушается их тактическое взаимодействие в стенке. На первый взгляд подобное обстоятельство трудно определить технически самостоятельным видом боя. Однако куча-мала значительно отличается от стенки. Боец полагается уже только на собственные силы. Вокруг него может оказаться и несколько противников, что, естественно, драматизирует бой. Иногда в куче-мале применяются отдельные приемы борьбы, представляя, скорее, рукопашный бой, чем чисто кулачный.
И индивидуальное ведение боя, и групповое имеют внешние обрядовые формы. В «сам на сам» это знаменитый пляс русских кулачных бойцов «ломание», о котором мы говорили в предыдущих номерах. Пляс часто сопровождался и специальным наигрышем, как правило, на гармошке. Наигрыш назывался незатейливо — «на драку», он постепенно взвинчивал бойца, доводил до состояния повышенной психической возбудимости, увеличивая соответственно и скорость двигательных рефлексов. Стеношному бою предшествовал обряд поэтапного разворачивания действия. Начинался он с заклинаний, которые, как правило, сводились к такому набору слов: «Давай-давай на кулак! Бить-бить, под микитки не садить! Кто под ложку запалит, тому дядька не велит!» Начинали бой подростки. К ним постепенно подтягивались старшие. Мужики и парни бились отдельно. Стенка представляла не простое тактическое построение: «голова», или середина, как правило, состояла из одного или нескольких самых именитых, известных бойцов. Их могли приглашать и со стороны, из другой деревни. «Голова», помимо личного участия в бою, определяла тактическое построение сражения.
Техника стеношного боя в определенном смысле отличалась от сечи. Это было вызвано, во-первых, тем, что сеча формировалась как атрибут дворянского поборческого уклада и имитировала бой рубящим оружием, о чем мы уже говорили. Во-вторых, определенная теснота стеношного боя затрудняла выполнение реверсивных ударов сечи. А боец в ней может представлять опасность для своих же, случайно оказавшихся рядом, ибо в сече, что называется, бьют невзирая на лица, то есть их просто не разбирают.
Собственно сечу никак нельзя причислить к бою «сам на сам» по той причине, что разворачивается она против соперника значительно численно превосходящего. Это обстоятельство главным образом и влияет на техническую и методологическую базу сечи. В предыдущем занятии читатели познакомились с механическим принципом секущего удара. Должен сказать, что таких ударов существует великое множество. Мы применяем около тридцати.
Важнейшей особенностью сечи является обязательное использование реверса или инерции уже нанесенного удара, которая выводит руку по общей с ударом траектории и таким образом формирует следующий удар. Силу в такой удар не вкладывают, а используют лишь естественную тяжесть предплечья + скорость его движения + сокращенные мышцы ладони. Данное обстоятельство наилучшим образом иллюстрирует общерусскую традицию прикладного боя — удар (бросок) не должен быть энергоемким, как это принято на Востоке, «концентрированным». Он выполняется в половину, даже в треть силы. При правильном построении удара его с лихвой хватает на серьезный поражающий эффект. В двух словах это можно выразить так: поражающий эффект удара зависит не только от силы или энергии, в него вкладываемой, но в значительной степени и от самой конструкции удара.
В практике нашего сегодняшнего урока — несколько базовых форм. Еще раз хочу напомнить, что, во-первых, плечо не должно быть закрепощено в момент формирования удара, а во-вторых, нельзя забывать об использовании импульса, идущего в бьющую поверхность от локтевого сустава. Импульс этот выражаем - рывковым движением.
К естественной тяжести в сече прибавляется еще и утяжеление предплечья сыромятными ремнями. И последнее. В сече не существует ортодоксальной базы. В случае освоения вами самого метода, вы можете смело моделировать базу секущих ударов, имитируя такие движения, как подача мяча в волейболе, движение руки при метании диска, движение руки при ударе теннисной ракеткой и т. п. Сеча — это имитация! И еще. Новички все удары пытаются выкладывать в кулак, однако после 2—3 лет занятий кулак, как правило, уступает место ладони. Удары ладонью имеют множество преимуществ перед кулаком, описывать которые я не буду, оставляя возможность самим читателям познать их в практике сечи. И помните, что при правильно сформированной конструкции удара ваши пальцы никогда не пострадают!

НАКИДУХА (распалина). Удар относится к серии вертикальных ударов, то есть его траектория проходит в этой проекции. Выполняется свободным посылом согнутой руки вперед-сверху. Удар имеет большой поражающий эффект (кинограмма 1).
Вариант выполнения удара с наклоном корпуса вперед. Из положения Уключный Устав выполняем наклон корпуса. Удар развивается инерционно, за движением корпуса. С нарастающим ускорением выводим руку в распалину (рис.).
КИЙ — традиционная форма в стеношном бою. Удар выполняется молотом кулака, выбрасываемого вперед в горизонтальной проекции.
Локоть в этом ударе держится постоянно на весу. Предплечье, инерционным вращением в локтевом суставе, возвращается в исходное положение и продолжает кий в серии ударов (рис.).
Русский кулачный бой — картина всегда яркого, азартного состязания. К традиционной атрибутике, о которой я говорил выше, создающей его неповторимый образ, относится и система заговоров, пришедшая из языческой древности. Предлагаю поклонникам пополнить свои коллекции одним из таких заговоров.
«Стану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиян-морю, и на том святом Окиян-море стоит стар мастер-муж, и у того святого Окиян-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер-муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, тако же и от меня (имя) валится на сыру землю борец-боец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь (трижды). И тем моим словом — ключ в море, замок на небе, от ныне и до века» (из собрания М. Забылина. 1880 г.).
Поговорим еще об одной стороне кулачного боя — технике ударов... ногами. Вполне очевидно, что отношение к таким ударам у бойцов было неоднозначным. Так, прославленные казанские суконщики — непревзойденные мастера стеношного боя, считали их «грязной» техникой. Не допускали подобные удары и рязанцы. Почему?
Возможно, в этом сказывалась психология самого стеношного боя. Давайте представим такую картину: зима, на льду реки (а стеношные бои проводились преимущественно на таких площадках) сходятся плотно стоящие ряды бойцов. Все они — в толстых и тяжелых тулупах (одежда прекрасно амортизирует и удерживает удар. В кулачном бою есть даже способы защиты воротом тулупа). Основной тактический прием — удержание стенки строя, что достигается плотным прижатием к плечу товарища.
Уже это предполагает малую надобность использования ног как инструментария боя. Во-первых — скользко. Во-вторых — тесно. В-третьих — трудоемко — большой вес, если считать и тулуп, приходится на опорную ногу и т. д. Безусловно, традиция стеношного боя не могла не сказаться на отношении к бою ногами.
Но ведь помимо стеношного в русской традиции существовали еще бои «сам на себя» и «сцеплялка-свалка». И здесь дело обстоит иначе.
Вот что говорит австрийский дипломат XVI века барон Сигизмунд фон Герберштейн в «Записках о Московских делах»: «Начинают они борьбу кулаками, а вскоре... с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям...» Другой заморский гость два века спустя, то есть в восемнадцатом столетии написал: «Бойцы, когда бьют разом и руками и ногами, готовы, кажется, съесть один другого, так свирепо выражение их лиц. А все-таки остаются лучшими друзьями, когда дело кончено».

Русский кулачный бой больше ориентирован на условия реальной жизни. Его можно вести в любых условиях, применяя любые приемы. При неожиданном нападении приемы русского кулачного боя помогут защитится в большей степени. Нестандартные для боя условия и отсутствие перчаток могут помещать опытному боксеру быстро среагировать и победить противника. Кулачные бойцы менее зависимы от условий, в которых проходит бой, и всегда "при оружии".

Отличия между русским кулачным боем и боксом заключаются также в особенностях стоек и способах перемещения бойцов. В них по разному наносится удар рукой. В кулачном бое более активно работает локоть. Имеется и много других технических отличий.

Техники и приемы русского кулачного боя нарабатывались веками, поэтому многие современные школы рукопашного боя основываются именно на них. Они в большей степени ориентированы на защиту, чем на нападение. Но при этом они позволяют защищаться таким образом, чтобы отбить атаку и преодолеть соперника. Обучение русскому кулачному бою необходимо проводить на практике. Для его понимания и освоения большое значение имеет общение с тренером. Помимо изучения непосредственно приемов кулачного боя, необходимо улучшение общей физической подготовки.

Для русского кулачного боя характерны быстрота движений. Бойцы не занимают специальных стоек перед нанесением удара, так как расстояние между ними чаще всего минимальное. В основном, они используют ударные приемы, выполняемые не только руками, но и ногами, и в редких случаях используют захватные приемы. Основу русского кулачного боя составляют жесткие косые удары, которые сочетаются с бросками через грудь, подсечками и подножками. Применяются в кулачном бою захваты, подобные приемам самбо.

Подробно об особенностях русского кулачного боя рассказывает М. В. Шатунов в уже упомянутой книге "Русский кулачный бой". Бойцы не используют перчаток или какого-либо оружия. В ходе боя они могут бить по наиболее чувствительным частям тела, а также по спине, затылку и ногам. Они используют захватные приемы для того, чтобы нанести более сильный удар. Имеются в русском кулачном бое и технические отличия от других боевых школ. Например, не используется блоковая защита. От удара противника ловко уклоняются или стремятся, чтобы удар оказался скользящим. В русском кулачном бою применяют вклинивание удара, когда удар противника перебивается встречным ударом, возможно задавливание удара, когда противнику не дают совершить задуманное действие. Во время удара кулак бойца движется от плеча, при активном движении в локтевом суставе. При этом используется принцип клинообразной концентрации. По мнению М. В. Шатунова, занимающегося единоборствами много лет, в русском кулачном бою не существует четких сценариев. Большое разнообразие приемов позволяет успешно вести в бой с любым противником. К особенностям русского кулачного боя относится точная нацеленность удара. Чаще всего кулак бойца направляется и достигает рук, ног и головы противника. Все приемы выполняются очень быстро, при необходимости действия могут повторяться. Действия бойцов отработаны, и ответная реакция на удар возникает почти автоматически. В бою проявляются агрессивные эмоции, которые каждый боец поддерживает и подпитывает в себе.

Радогора, как и многие другие боевые школы (прочие виды славяно-горицкой борьбы, система Кадочникова), относится к рукопашному бою. Однако в ней не используется никакое оружие. Бой с противником ведется только "голыми руками".

С учетом всех отличительных особенностей, становится понятно, почему русский кулачный бой является не просто видом спорта или боевым искусством. Он имеет большое практическое значение в рукопашной схватке с противником, особенно при неожиданном нападении.

Техника русского кулачного боя

Радогора – это система кулачного боя, в которой каждый прием выполняется определенным образом и имеет свое назначение. В ней используются техники и приемы как традиционные, наработанные веками, так и современные, разработанные А. К. Беловым. Есть приемы, позволяющие нанести удар противнику руками, головой и ногами. Опытные бойцы Радогоры хорошо владеют своим телом, быстро реагирую и практически в любой ситуации могут оказать сопротивление нападающему.

Все люди делятся на правшей и левшей, что обусловлено врожденными особенностями центральной нервной системы и воспитанием. Поэтому у большинства людей одна рука является ведущей, а вторая меньше участвует в активных действиях. Если в бою встречаются два праворуких или леворуких человека, то им просто взаимодействовать. Они хорошо будут понимать намерения и действия противника и могут использовать известные им приемы и тактику. Значительно труднее вести бой с противником, у которого ведущая рука отличается от вашей. В этом случае меняются все ориентиры и трудно перестроится, сконцентрироваться и противостоять сильному необычному сопернику. Для того, чтобы стать универсальным бойцом и победить в любой схватке, М. В. Шатунов, являющийся автором книги "Русский кулачный бой" и занимающийся единоборствами на протяжении трех десятилетий как спортсмен и преподаватель, рекомендует тренировать сразу обе руки. Все техники и приемы можно осваивать, сначала, ведущей, а затем другой рукой. Это одновременно будет способствовать развитию моторных зон в обоих полушариях головного мозга, что позволит быстрее и точнее реагировать на происходящее во время боя. Хотя в критической ситуации чаще всего человек начинает действовать привычным образом, это может принести пользу. Например, при травме ведущей руки можно продолжить бой другой. Выполнение боевых приемов обеими руками может пригодиться в жизни в разных ситуациях.

Все боевые приемы в Радогоре подразделяются на 3 группы. Они включают засечные удары, выполняемые по круговым траекториям движения, удары с крыла, наносимые локтями и предплечьями и прямые удары, используемые в стеношном бою. Также в русском кулачном бою допускаются удары головой, плечом. В нем используются различные защитные приемы, большая часть которых взята из практики стеношных боев и приемы свили (с поворотами и скручиваниями).

В кулачном бое традиционно применяется удар кулаком (разными сторонами), а также ладонью. В некоторых случаях, удар совершается ладонью с отведенным большим пальцем (оплеуха) или сложенной в виде лодочки (затрещина). В бою важна постановка удара. Для этого нужно владеть кистью и уметь быстро сжимать и расслаблять кулаки. Эти действия А. К. Белов называет клинообразной концентрацией. Выполняется она по определенной схеме (рис. 2).

Рисунок 2. Этапы клинообразной концентрации: 1 – расслабленная кисть; 2 – сжатый и напряженный кулак; 3 – ослабленный кулак

В момент выдвижения руки для удара по противнику, кисть должна быть расслаблена. Направляя руку к цели, вы начинаете сжимать кисть и, достигнув противника, наносите удар кулаком. Именно при ударе кулак должен быть напряжен, тогда ваши усилия достигнут цели, и удар получится сильным. После этого руку расслабляют, но не разжимают кисти полностью. Таким образом выполняются три этапа клинообразной концентрации.

Однако этого еще не достаточно для того, чтобы удар был сильным и точным. Важно совместить этапы клинообразной концентрации с фазами своего дыхательного цикла (вдох – выдох – дыхательная пауза). При соблюдении техники удара кулак сжимается и максимально напрягается при выдохе и расслабляется во время дыхательной паузы. В момент контакта с телом противника кулак сжимается плотно и через долю секунды – максимально. Далее, кулак отводят и при этом его расслабляют. После максимального сжатия кисти, сразу сложно расслабить и разжать ее, но этого и не нужно. Достаточно немного ослабить кулак, чтобы мышцы руки уменьшили напряжение, но при этом сохранилась готовность быстро повторить удар.

Изучение техники Радогоры следует начать со стоек и наиболее простых приемов – засечных ударов.

Стойкой называют специальную позу для успешного применения боевых приемов. Однако хороший боец может вести бой из любого положения. Тем не менее, удобнее и эффективнее атаковать противника приняв на мгновение стойку. Нужно учитывать, что в кулачном бою часто отсутствует время на принятие стойки, ведь противник находится очень близко и тоже атакует. Однако, если есть возможность, то применять боевые приемы лучше из стойки. Это помогает нанести удар противнику точно и с максимальной силой.

Основная стойка в Радогоре – уключный устав (рис. 3). Ноги в этой позе расставлены, центр тяжести тела немного подается вперед так, что пятки в любой момент готовы оторваться от земли. При этом одна нога является опорной в большей степени, чем другая. Руки согнуты в локтях и выставлены перед собой ладонями вперед. Спина немного напряжена. Из этой позы легко перейти к атаке или отразить нападение противника.

Рекомендуем почитать

Наверх