Главный специалист по физической культуре и спорту. Профессии, связанные с физической культурой и спортом. Инструктор по лечебной физкультуре

Другие 13.09.2022
Другие

Вопросы дляя письменного экзамена 1 этап

Деятельность специалиста по физической культуре и спорту (сущность, структура и функции) и основные элементы педагогического мастерства преподавателя

Областью профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту являются физическая культура, спорт, включая детско-юношеский спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, спортивно-оздоровительный туризм, двигательная рекреация и реабилитация, деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта.

Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование (вплоть до максимально возможного для данного индивида) физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

Организационно-управленческая деятельность:

Планировать и прогнозировать развитие физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;

Принимать управленческие решения;

Анализировать и обобщать деятельность государственных и

общественных органов управления в сфере физической культуры и спорта;

Организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные

мероприятия;

Работать с финансово-хозяйственной документацией.

Педагогическая, тренерская деятельность:

Оценивать физическое и функциональное состояние индивида, его пригодность к занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности;

Определять цели и задачи учебного и тренировочного процессов;

Подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки;

Определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида;

Оценивать эффективность используемых средств и методов в учебном и тренировочном процессе;

С помощью систем тестов осуществлять текущий и этапный контроль за состоянием общей и специальной работоспособности занимающихся и вносить коррективы в тренировочный процесс;

Обучать двигательным действиям;

Контролировать эффективность техники физкультурно-спортивных движений, разрабатывать и использовать приемы ее совершенствования;

Использовать компьютерную технику, компьютерные программы для планирования учебного и тренировочного процессов, учета выполняемых тренировочных нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, корректировки тренировочного процесса, решения других практических задач;



Способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, ее приобщению к общечеловеческим ценностям к здоровому образу жизни.

2.Система физического воспитания(общаю хар-ка, цель и задачи, основы системы) Сущность и содержание системы непрерывного физического воспитания (цель, принципиальные особенности, структура)

Цель системы физического воспитания - всестороннее физическое развитие, воспитание здоровых и бодрых, стремящихся к духовному богатству, моральной чистоте и физическому совершенству людей.

Цели и задачи системы физического воспитания полностью отвечают интересам и стремлениям всего народа. Каждый человек, независимо от возраста, национальности, состояния здоровья, имеет право заниматься физическими упражнениями в соответствии со своими желаниями и возможностями. Часто это право закреплено Конституцией страны.

О с н о в н ы м и з а д а ч а м и физического воспитания населения страны являются:

– обеспечение общего физкультурного образования на основе освоения ценностей физической культуры;

– физическое совершенствование и укрепление здоровья как главное условие достижения высокого уровня умственной и физической работоспособности, профессионализма в социально значимых видах деятельности;

– индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого уровня развития физических качеств и двигательных умений и навыков;

– формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;



– валеологическое образование как важнейший на современном этапе фактор формирования здорового образа жизни;

– формирование теоретических и инструктивно-методических знаний, умений и навыков, необходимых для физического самосовершенствования, и умений приобщать к таким занятиям других.

В отечественной системе физического воспитания существует три главных направления: общее физическое воспитание (уроки физической культуры в школах, техникумах, вузах, группы здоровья, секции обшей физической подготовки); специальная физическая подготовка к профессиональной или военной деятельности (занятия в ПТУ, в армии и на флоте, в средних специальных учебных заведениях); совершенствование в области спорта (тренировки в спортивных секциях, а также в клубах по месту жительства).

Организационную основу системы физического воспитания составляют следующие формы физического воспитания: обязательные (занятия физической культурой в учебных заведениях) и добровольные (тренировки в секциях учебных заведений, спортивных школах). Эти формы занятий физическими упражнениями охватывают все слои населения и все возрастные группы. Организуют, контролируют и направляют работу по физическому воспитанию в стране (районные, городские, окружные, областные, краевые, республиканские) комитеты по физической культуре и спорту. Кроме того, в министерствах просвещения, высшего и среднего специального образования, здравоохранения, обороны и других, а также при ведомственных комитетах имеются отделы по физическому воспитанию. Всю работу по физическому воспитанию в нашей стране координирует Комитет по физической культуре и спорту.

Система непрерывного физического воспитания предполагает изучение и учет индивидуальный способностей и качеств, самоценности каждого ребенка, основанное на учете основных кризисов в процессе онтогенеза, а также данных возрастной психофизиологии, основанной на построении субъект-субъектных отношений, соответствующих требованиям существующей гуманистической концепции образования.

Исходя из вышеизложенного следует, что целесообразной является реализация педагогической системы непрерывного физического воспитания, направленной на развитие психических и когнитивных способностей, а затем физических способностей в результате использования разнообразных средств и методов.

Благодаря возрождению советских норм физической подготовки "Готов к труду и обороне" в стране образуется система непрерывного физического воспитания граждан от 6-ти до 70-ти лет, которая предусматривает сдачу спортивных нормативов в 11 возрастных группах, считает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, руководитель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский.

Одной из центральных проблем, которую необходимо решать в процессе реализации системы непрерывного физического воспитания, является индивидуализация и дифференциация физических на
грузок, поскольку в каждой возрастной группе могут оказаться учащиеся, обладающие различным уровнем физической работоспособности (высоким, средним и низким), следовательно, и объем выполняемой мышечной работы должен быть строго индивидуальным. Таким образом, назрела острая потребность в обеспечении преподавателей общеобразовательных школ простым и надежным методом определения степени негативного влияния гиподинамии и гипердина- мии на растущий организм учащегося и его здоровье

Физкультура и спорт – прекрасные виды деятельности, которые помогают развивать настойчивость, упорство в достижении цели, честность, умение побеждать и проигрывать с достоинством. Человек, занимающийся физкультурой или спортом, обладает не только крепким здоровьем и тренированным телом, но и сильным духом.
Основное различие между указанными понятиями заключается в степени вовлеченности субъекта, целях и правилах. Спорт – это постоянные тренировки, работа на пределе сил и возможностей. Ведь когда наступят соревнования, нужно быть лучше остальных. Физкультурой занимаются по мере возможностей и сил. Ею могут заниматься все желающие независимо от возраста, физических навыков, социального статуса.
Если вы хотите зарабатывать на жизнь, занимаясь спортом или физкультурой, есть немало хороших профессий, связанных с этой деятельностью.

Тренер (по виду спорта)

Тренер ведет воспитательную и учебно-тренировочную работу, формирует команду. Осуществляет всестороннюю физическую, техническую и тактическую подготовку спортсменов к соревнованиям. Руководит тренировками, грамотно распределяя нагрузки, интенсивность и режим. Подбирает оптимальные методы тактической, физической, психологической, теоретической и технической подготовки для достижения наиболее высоких результатов. В процессе подготовки воспитывает у спортсменов морально-волевые качества, наставляет их во всем, начиная от образа жизни и жизненной философии, заканчивая способами выполнения упражнений и быстрого восстановления сил к решающему старту.

Принимает участие в проведении учебно-тренировочных сборов команды, разрабатывает индивидуальные планы подготовки спортсменов (команды), ведет учет спортивных результатов, обеспечивает безопасность занятий и соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Тренер может работать в специализированных учебно-спортивных учреждениях (ДЮСШ, училища олимпийского резерва и пр.), физкультурно-спортивных организациях (спортклубах, секциях и пр.), сборных командах ведомств, в добровольных спортивных обществах, в сборных национальных командах. Характер рабочего места тренера зависит от вида спорта. Это могут быть спортзалы, корты, бассейны, тренажерные залы и т. п.

Тренер должен обладать педагогическими способностями; организаторскими и коммуникативными навыками; аналитическим мышлением. Для данной профессии необходимы хорошая физическая подготовка и высокий уровень развития моторной (двигательной) памяти. Для успеха в деятельности важны целеустремленность, терпение, настойчивость, выдержка, уверенность в себе, амбициозность, развитые лидерские качества.

Менеджер в спорте

Менеджер в спорте – это специалист в области управления индустрией спорта и спортивной организацией в частности. Он занимается формированием оптимальной структуры управления спортивной организацией (например, спортивным клубом); определением маркетинговой стратегии; грамотным построением отношений профессионального клуба, спортсменов и агентов; правильным формированием клубного бюджета и минимизацией расходов; подбором персонала, его обучением и составлением графиков работы; эффективным распределением функций между менеджерами организации; работой с партнерами, спонсорами и рекламодателями. Участвует в организации мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы организации.

Функции менеджера в спорте предполагают планирование и проведение спортивных классов, проведение групповых и индивидуальных тренировок по разным видам спорта. Такой специалист планирует и проводит массовые, семейные мероприятия и праздники с учетом интересов различных аудиторий, возрастных категорий и индивидуальных потребностей участников. Он организует работу на различных спортивных объектах и разрабатывает рекламные акции и мероприятия по привлечению новых посетителей.

Менеджер в спорте должен обладать высокоразвитыми организаторскими способностями (способностью руководить коллективом и оказывать влияние на окружающих людей); коммуникативными навыками (умением входить в контакт, налаживать взаимоотношения); аналитическим складом ума, логическим мышлением (способностью анализировать множество факторов, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать и предвидеть результаты). Успеху в деятельности будут способствовать личностные качества: энергичность, эрудированность, целеустремленность, деловая хватка, инициативность, уверенность в себе и принимаемых решениях.

Инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе

Инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе может работать на предприятиях, в учреждениях, спортивных школах, спортивных центрах, спорткомплексах, спортивных клубах, бассейнах, санаториях-профилакториях.

Специалист осуществляет организацию и ведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Организует набор в секции, группы оздоровительной направленности, ведет физкультурно-оздоровительные занятия, работает в тесном контакте с органами здравоохранения для обеспечения медицинского наблюдения за занимающимися. Проводит учебную работу в группах общей физической подготовки, дает групповые и индивидуальные консультации для тех, кто занимается физической культурой. Осуществляет меры по пропаганде здорового образа жизни, ведет агитационно-пропагандистскую и лекционную работу в области физической культуры.

Инструктор-методист организует учебную, воспитательную и методическую работу, контролирует проведение учебных занятий, выполнение программ, учебных планов. Руководит работой кабинета, организует оснащение его наглядными пособиями, оборудованием, инвентарем.

Специалист должен иметь хорошую физическую подготовку, организаторские навыки, коммуникативные способности, лидерские качества, склонность к преподавательской деятельности и методической работе.

Инструктор по лечебной физкультуре

Лечебная физическая культура (двигательная реабилитация) использует специально подбираемые физические упражнения и некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Инструктор по ЛФК может работать в учреждениях здравоохранения (поликлиниках, больницах, госпиталях и пр.), а также в учреждениях санаторно-курортного типа.

Данный специалист подготавливает помещение, гимнастические предметы и снаряды для проведения занятий по лечебной физкультуре. Проводит индивидуальные и групповые занятия в зале, бассейне и на механо-терапевтических аппаратах. Контролирует самочувствие больных до и после проведения занятий. Дает рекомендации по проведению физических упражнений и плаванию в бассейне, пешеходным и велосипедным прогулкам, туризму, ходьбе на лыжах, спортивным играм, занятиям на тренажерах и механоаппаратах, трудотерапии. Совместно с врачом инструктор по ЛФК разрабатывает схемы лечебной гимнастики для больных с различными заболеваниями и комплексы физических упражнений, способствующие восстановлению работоспособности. Своевременно и качественно ведет медицинскую документацию, проводит регистрацию пациентов.

Инструктор по лечебной физкультуре знает основы физиологии и патофизиологии организма, методику проведения занятий по лечебной физкультуре для больных различными заболеваниями; показания и противопоказания к проведению занятий по ЛФК, основы проведения лечебного массажа.

Требования профессии к человеку: хорошая физическая подготовка, коммуникативные способности, организаторские навыки, развитые вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно), терпение и выдержка, доброжелательность, ответственность, эмпатия.

Инструктор-методист по эрготерапии

Инструктор-методист по эрготерапии – это специалист, основной задачей которого является развитие или восстановление утраченных у пациента функций с использованием специальных технических приспособлений, а также адаптация его к окружающей среде. Специалист может работать в организациях здравоохранения, образования, социальной защиты, физической культуры и спорта.

Деятельность инструктора-методиста по эрготерапии направлена на восстановление двигательной активности людей с ограниченными возможностями. Эта деятельность помогает улучшить функциональные возможности человека (двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические). Специалист разрабатывает предложения по совершенствованию труда и отдыха, рекомендации и другие методические материалы по использованию различных форм и методов физической культуры для максимально возможного восстановления способности человека к независимой жизни, невзирая на имеющиеся у него нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества.

Инструктор-методист осуществляет набор в секции, группы оздоровительной направленности, проводит групповые и индивидуальные занятия. Ведет учетно-отчетную документацию и анализирует эффективность физкультурно-оздоровительных занятий.

Профессия требует хорошей физической подготовки, способности концентрировать внимание, аналитического склада ума. Успеху в деятельности способствуют коммуникативные способности, организаторские навыки, доброжелательность, контактность, общительность, уравновешенность, терпение, тактичность, эмпатия.

Инструктор-методист по туризму

Инструктор-методист по туризму организует и проводит с туристскими группами учебно-тренировочную работу и плановые туристские походы. В походе осуществляет контроль состояния здоровья туристов (при необходимости оказывает доврачебную медицинскую помощь), следит за темпом движения, правильным питанием, соблюдением требований санитарной гигиены, равномерным распределением груза между туристами, соблюдением правил охраны природы. Информирует туристов о природных, этнографических, культурных и других достопримечательностях района путешествий. Таким образом, инструктор владеет сразу несколькими профессиями. Он экскурсовод, организатор спортивный и культурных мероприятий, повар, врач, спасатель, искусный рассказчик и краевед, хороший психолог и педагог.

Инструктор-методист по туризму может работать в туристических организациях (турагентствах, туристических бюро и пр.).

У инструктора по туризму должно быть хорошо развито логическое мышление, интуиция, умение ориентироваться на местности. Профессия требует хорошей физической подготовки и наличия специальных навыков (навыки страховки и самостраховки, оказания первой помощи при несчастных случаях; способность разработать туристский маршрут и планировать материально-техническое обеспечение похода; умение обустроить бивак в любых погодных и экстремальных условиях и пр.). Успеху в деятельности будут способствовать коммуникативные способности, организаторские навыки, творческое воображение, высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, способность легко и свободно чувствовать себя в любой нестандартной ситуации.

Спортсмен-инструктор

Спортсмен-инструктор выполняет индивидуальный план подготовки, тренировочные и соревновательные задания. Поддерживает высокий уровень общей физической и специальной подготовки, обеспечивающий достижение результатов международного класса. Ведет учет по выполнению заданий, предусмотренных индивидуальным планом подготовки. Соблюдает нормы, обеспечивающие безопасность учебно-тренировочных занятий, правила спортивных соревнований. Передает в ходе учебно-тренировочного процесса опыт спортивных достижений и оказывает практическую помощь молодым спортсменам.

Спортсмен-инструктор может работать в специализированных учебно-спортивных учреждениях, сборных командах ведомств, в добровольных спортивных обществах, в сборных национальных командах.

Спорт крайне многогранен. Если в одних видах спорта приоритет отдается силе (метание молота, подъем грузов), то в других наиболее важным качеством для спортсмена может являться гибкость, координация движений, растяжка, музыкальный слух (синхронное плавание, художественная гимнастика, спортивные танцы). Поэтому спортсмен должен обладать физической силой, уровнем подготовки и специальными способностями, оптимальными для данного вида спорта. Успеху в деятельности также будут способствовать высокий уровень развития моторной (двигательной) памяти, хорошая координация движений, быстрота реакции, способность к волевому саморегулированию, высокая психоэмоциональная устойчивость.

Каждый спортсмен-профессионал в своей сфере обязан обладать отменными физическими данными, выносливостью, стремлением победить, превзойти свои возможности. Любым спортсменом руководит желание поставить рекорд, оставить след в истории спорта. Поэтому в данной профессии очень важны личностные качества: упорство, настойчивость, терпение, целеустремленность и сила воли.

Спортивный обозреватель

Данная профессия связана не только со спортом, но и с журналистикой. Спортивный обозреватель занимается подготовкой аналитических материалов, обзорных заметок по ключевым спортивным событиям. В рамках своей профессиональной деятельности он посещает тренировки, спортивно-массовые мероприятия, пресс-конференции, осуществляет мониторинг спортивных новостей и интервьюирование действующих лиц спортивной сферы.

Спортивный обозреватель работает в сфере масс-медиа (спортивные газеты, телевидение, радио и пр.).

Профессия требует коммуникативных навыков и развитых вербальных способностей (умения говорить четко, ясно, выразительно, доступно излагать информацию); аналитического мышления, умения быстро ориентироваться в событиях. Профессиональный спортивный обозреватель должен знать о спорте очень многое. Важно, чтобы его знания и внимание были сконцентрированы не на отдельной спортивной «ветке», а на спорте в целом. Также весьма важным качеством для обозревателя является не только его умение разбираться в тонкостях различных видов спорта и отдельных спортивных событий, но и его осведомленность о судьбах и биографиях спортсменов, тренеров, спортивных функционеров как прошлого, так и настоящего.

Спортивный комментатор

Данная профессия в спортивных средствах массовой информации представлена в основном на телевидении и радио. Должность комментатора обычно отдают профессиональному журналисту, для которого соответствующая сфера является областью специализации. Представитель этой профессии является автором комментариев в отношении какого-нибудь конкретного события, например, футбольного матча.

Спортивные комментаторы часто работают вдвоем. Особенно это важно для тех видов спорта, где по ходу трансляции возникает мало зрелищных событий, и комментаторы вынуждены рассказывать вещи, напрямую не относящиеся к происходящему на экране: биографию, новости из профессиональной карьеры спортсменов и т. д.

Чтобы стать спортивным комментатором, не обязательно быть спортсменом. Но комментатор должен обладать обширными знаниями о хотя бы одном виде спорта, а также быть его ярым болельщиком, страстным ценителем и справедливым (пусть и субъективным) судьей. Профессия требует высокого уровня развития вербальных, ораторских способностей. Для комментатора важно иметь богатый словарный запас, уметь ясно излагать мысли и точно формулировать вопросы, говорить эмоционально, артистично, захватывающе. Для успеха в деятельности важны мобильность, оперативность, умение быстро адаптироваться в новых условиях, находчивость, чувство юмора и сообразительность.

Действия во время спортивных игр могут разворачиваться крайне стремительно. Комментатор должен уметь не только увидеть то, на что могли не обратить внимание зрители, но и вовремя вербально описать все ключевые процессы игры. Для этого важно быть собранным и наблюдательным, обладать безупречной дикцией и правильной речью. Кроме того, спортивный комментатор должен иметь хорошую память, ведь в процессе работы ему приходится комментировать большое количество различных матчей – необходимо знать наизусть состав каждой команды. Также важны коммуникативные умения, способность легко вступать в контакт, расположить к себе и развить разговор с собеседником.

Преподаватель физической культуры

Преподаватель физической культуры работает в учреждениях образования, детских центрах творчества, спортивных организациях, клубах и т. п. Ведет спортивно-массовую и оздоровительно-физкультурную работу с учащимися. В учреждениях общего среднего образования проводит обучение по предмету «Физическая культура и здоровье», готовит учащихся к практическому применению полученных знаний. Планирует учебный материал, обеспечивает выполнение учебной программы, организует и осуществляет физическое воспитание учащихся, проведение учебных и тренировочных занятий, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Анализирует успеваемость учащихся по физической культуре, обеспечивает соблюдение ими учебной дисциплины, формирует умения и навыки самостоятельного обучения. Оценивает уровень физической подготовки учащихся, формирует у них потребность в постоянном самосовершенствовании, прививает интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Пользуется разнообразными методами и формами физического закаливания молодежи, обучения ее спортивному мастерству. Проводит массовые мероприятия оздоровительного, спортивного характера, руководит кружками и секциями. Участвует в методической работе, в разработке и внедрении образовательных, учебных программ, составляет тематические и поурочные планы. Оформляет документацию. Решает вопросы оборудования спортивных сооружений, залов и площадок.

В профессии важны преподавательские способности; организаторские и коммуникативные навыки; хорошая физическая подготовка и координация движений, физическая выносливость; высокий уровень развития моторной (двигательной) памяти; терпение, настойчивость, выдержка, эмоциональная устойчивость.

Екатерина ПАСТУШКОВА

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Биология - профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза

Здоровый образ жизни - сегодня это не только полезно, но и модно. И молодежь, и люди старшего поколения, и дети осознают необходимость физической активности. Спорт приходит в каждый дом, а условия для тренировок создают не только в профильных учреждениях: практически повсеместно появляются комфортные и безопасные спортивные площадки.

Специальность 49.03.01 «Физическая культура» дарит отличную возможность приносить конкретную пользу обществу. С ней можно не только заботиться о собственном здоровье, но и помогать формированию хороших привычек у населения. Особенно ценной представляется работа с подрастающим поколением.

Условия поступления

Это интересное и общественно полезное направление создано для того, чтобы выпускать специалистов, способных работать с широким кругом лиц. Оно предполагает наличие хорошей физической формы при багаже знаний из сферы естественных наук. Какие же предметы традиционно сдают при поступлении в профильные вузы Москвы:

  • биология (профильный экзамен);
  • русский язык;
  • физика.

Будущая профессия

Такой специалист получает полный комплекс знаний и умений, чтобы работать в сфере физической культуры. Под этим подразумевают разные виды деятельности. Все они нацелены на познание возможностей человека с тем, чтобы использовать их по максимуму. Параллельно профессионал способствует популяризации активного образа жизни. Он прививает населению общечеловеческие ценности. Поэтому в процессе обучения предстоит освоить дисциплины из разных сфер: естественные и экономические, социальные и гуманитарные. В итоге выпускник вуза сможет приложить полученные знания не только в практическом, но и образовательном, исследовательском, организационном направлении.

Куда поступать

Чтобы получить полноценную подготовку к дальнейшей профессиональной деятельности, можно поступить в один из перечисленных ниже вузов:

  • Московский городской педагогический университет;
  • Московский гос. областной университет;
  • Российский государственный социальный университет (РГСУ);
  • Российский государственный университет физкультуры, спорта, молодежи и туризма;
  • Уральский государственный педагогический университет.

Срок обучения

Освоить программу бакалавриата реально за четыре года на очном отделении. Но предстоит учиться на год дольше, выбирая заочную, смешанную либо вечернюю форму.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Полный комплекс предметов, которые нужно освоить для получения диплома бакалавра включает в себя:

  • анатомию;
  • физиологию;
  • биомеханику;
  • биохимию;
  • гигиенические основы в физкультуре и спорте;
  • менеджмент в сфере спорта и физкультуры;
  • педагогику;
  • основы права;
  • психологию физкультуры;
  • теорию, методики обучения основным видам спорта.

Приобретаемые навыки

Молодой специалист становится достаточно компетентен для выполнения таких профессиональных задач:

  • организация занятий по физкультуре с детьми разного возраста;
  • разработка программ занятий и учебных планов;
  • организация внеклассных работ спортивного плана;
  • оценка физической формы ученика;
  • выбор оптимальных средств и методов развития физических возможностей;
  • профилактические меры по предупреждению травм;
  • оказание доврачебной помощи;
  • формирование мотивационных посылов у детей и представителей молодежи;
  • тренировки по разным видам спорта;
  • разработка программ оздоровительного направления;
  • организация массовых мероприятий и тренировок;
  • обеспечение безопасности на занятиях;
  • составление отчетов и финансовых документов;
  • исследовательская деятельность в сфере физкультуры и спорта.

Перспективы трудоустройства по профессии

Это направление порождает специалистов, которые всегда являются востребованными на рынке труда. А на фоне популяризации здорового образа жизни они становятся еще ценнее.

Работать после курса можно не только обычным учителем физкультуры. Для бакалавра возможности профессиональной реализации намного шире. Полученные ззания позволят ему трудоустроиться в спортивные центры, туристические организации, в сфере услуг и управления. Также подобные специалисты востребованы в развлекательной и оздоровительной отрасли. Можно устроиться в современный фитнес-центр, тренажерный зал, бассейн.

Кем работают выпускники курса:

Средний уровень зарплаты обычного учителя составляет 25-30 тысяч рублей. Однако для бывшего студента, который готов делать карьеру, прилагая все умения и знания, открываются широкие перспективы при работе в других направлениях. Высокооплачиваемыми считаются должности тренеров в частных спортивных клубах, специалистов при реабилитационных центрах.

Преимущества обучения в магистратуре

Чтобы иметь стабильную и высокооплачиваемую работу, есть смысл поступить в магистратуру. Здесь глубже осваивают знания, которые помогут впоследствии заниматься разными видами деятельности: проектной и организационной, педагогической и управленческой, исследовательской и просветительской.

Для будущего выпускника весомую роль играет практика. Он может развивать собственные физические возможности с тем, чтобы впоследствии в практической деятельности учитывать психофизическое состояние конкретного человека. Магистерская программа отвечает не только отечественным, но и международным стандартам и нормам. Поэтому специалист приобретает особый вес: он может стать тренером мирового масштаба, например, тренируя отечественную сборную.

Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие не только на развитие физических качеств и способностей, но и на формирование общественных и личных интересов, на характер и мировоззрение людей.

Спорт -- особая форма общения людей, общения через состязание, соперничество, в процессе которого утверждается сила духа личности, человеческое «я».

Однако спорт и противоречив, формирует благородные черты человека, но и создает «идолов»; он воспитывает чувство долга, поможет поразить человека «звездной болезнью». Честолюбие ведет спортсмена либо к вершине славы и способствует проявлению лучших его морально-волевых качеств, либо разрушает человеческую личность, развиваясь до степени порока. И все-таки в основном спорт -- это наполненная борьбой и радостью победы жизнь, утверждение человеческого достоинства, форма проявления нравственной и физической красоты.

Все это обусловливает определенную трудность и сложность деятельности специалиста в области физической культуры, которому приходится ежедневно сталкиваться со сложными проблемами воспитания. Чтобы, добиться успеха, важно не только помочь своему ученику показать хороший результат, установить рекорд, необходимо (и это в первую очередь) привить любовь к спортивной деятельности, к систематическому труду, развить и укрепить нравственные и волевые качества спортсмена. Рекорд -- это годы труда и стоицизма, концентрация энергии не только личности педагога и его ученика, но и всего человечества.

В одном взрывном моменте проявляются физическая и нравственная красота человека, в одно мгновение -- вся его сущность, его: мироощущение и мировосприятие.

И кто же он -- чемпион страны, Европы, мира? Сверхчеловек или самая заурядная личность?

Ни то и ни другое. Чемпион или рекордсмен -- это созданный обществом, сформированный творчеством тренера человек из «завтрашнего дня», первопроходец, который открывает новый путь или | делает новый шаг к загадочным и неисчерпаемым еще пока кладовым человеческих возможностей.

Высшая сложность деятельности педагога, которая требует проявления всех его способностей, заключается в умении вскрывать и преодолевать противоречия процесса воспитания в широком смысле этого слова. Случается так, что летчика в 35--38 лет списывают с полетов. Можно себе представить, с каким чувством влюбленный в полеты, по существу еще очень молодой человек, смотрит в небо, слушает гул моторов. В спорте так бывает часто. Сильный, молодой, жаждущий побед человек -- и не в состоянии состязаться с более молодыми соперниками, которые пришли ему на смену. Во многих видах спорта спортсмен переходит в разряд «старичков» еще задолго до тридцати лет. Как помочь ему пережить эту психологическую травму? И тут самую действенную помощь может оказать тренер -- наставник и друг.

Уже в самом начале занятий с воспитанниками педагог должен создать предпосылки для укрепления физического и психического здоровья своих учеников. Он последовательно готовит их к жизни, к труду, к преодолению трудностей и, в частности, к тому времени, когда наиболее способные из них войдут в большой спорт, когда выступления на высоком уровне потребуют от них особой организованности, ясности сознания, трезвости ума, душевного равновесия.

Тренер воспитывает в спортсмене способность быть всегда «заряженным» на борьбу, на победу -- победу над противником, над собой, временем, пространством и даже возрастом. В этой сложной и эмоциональной борьбе человек не может остаться равнодушным. Тренер должен помнить, что среди движущих мотивов поведения спортсмена не последнее место занимает честолюбие. В нем заложено противоречивое единство сознания собственного превосходства в борьбе с противником, неистребимое желание победить, во что бы то ни стало и благородное стремление вести эту борьбу в строгих рамках правил на честных началах.

Педагог должен постоянно учить своих воспитанников владеть собой. Сдерживающим началом в стремлении к безграничному утверждению и обособлению собственной личности (иногда подсознательному ее противопоставлению остальным) являются твердость характера, воля и самообладание, которые тоже воспитываются спортом. Поэтому можно сказать, что формы поведения человека в соревнованиях отражают степень его воспитанности, степень эффективности воспитательной деятельности педагога в широком смысле слова.

Спорт как особая форма деятельности человека не может существовать без зрителей, без сопереживаний.

К. Маркс по поводу этих сопереживаний писал: «Видя бесстрашного акробата в пестрой одежде, мы забываем о себе, чувствуем, что мы как бы возвышаемся над собой, достигая уровня всеобщих сил и дышим свободнее» Спортсмен выступает не только в интересах собственного совершенствования, но и для людей, для публики. Ему не безразлична реакция зрителей на его поведение, исход борьбы. Без этого спорт теряет половину своей ценности.

Поэтому естественно, что каждый человек, выходящий на спортивную площадку, так или иначе, таит надежду на признание (от узкого круга своих товарищей или соперников до мировой известности). Внешне это может выражаться по-разному. Одни очень любят популярность, стремятся постоянно быть на виду. Многих спортсменов-профессионалов не стесняет любая форма рекламы. Другие выдающиеся спортсмены в жизни очень скромны и даже застенчивы.

В хоккее, боксе, самбо и других видах спорта, где разрешены непосредственные и прямые силовые воздействия на соперника, спортсмен никогда не показывает публике, что ему больно. Напротив, будучи поверженным мощным ударом или столкновением, он старается моментально встать на ноги и всем своим видом показать, что он готов к продолжению борьбы.

Совсем другое можно иногда наблюдать на футбольном поле, где силовое воздействие на партнера запрещено. Футболист, упавший на зеленый газон в результате столкновения, иногда изображает «страшные мучения». Но если судья не реагирует на это, да к тому же еще мяч оказывается в непосредственной близости от «пострадавшего», то последний моментально вскакивает и продолжает игру. Все это тоже одна из своеобразных форм выражения характера спортсмена, степени цельности его характера и в то же время результатов воспитания вообще и степени воздействия его учителя в частности.

Всему миру известно выдающееся педагогическое мастерство одного из ведущих тренеров страны В. И. Алексеева, который воспитал десятки мастеров международного класса по легкой атлетике. Среди его воспитанников -- чемпионы и рекордсмены страны, Европы, мира, олимпийских игр.

В стране работают тысячи влюбленных в свое дело педагогов физического воспитания, которые помогают молодежи познать себя, раскрыть свои возможности. Сложность воспитательной деятельности специалиста по физической культуре и спорту заключается в том, что спорт чрезвычайно насыщен экспрессией, он динамичен и драматичен. Личность в сфере спорта постоянно испытывает на себе массу противоречий. Вот некоторые из них: физическая боль и радость; страх и необходимость идти навстречу опасности; готовность к рекорду и случайность срыва; противоречия между желанием и возможностью, тренером и спортсменом, между соперниками, спортсменом и судьей и т. п.

Кроме того, деятельность в спорте, как правило, проходит на высоком (околопредельном) уровне возможностей данного человека. Все это, с одной стороны, укрепляет духовные силы человека, но, с другой -- при некоторых ситуациях создает предпосылки для психических травм, психологических срывов, синдромов. Если своевременно не поддержать человека, не помочь, можно принести ему немало вреда.

Личность всегда носит в себе задатки неповторимости, своеобразия и, в известном смысле слова, исключительности. Но чтобы ее индивидуальность проявилась, педагог должен создать определенные условия для проявления личности своего воспитанника. Спорт по самой своей сущности является одним из могучих средств сохранения и развития индивидуальных ценностей человека, его задатков, способностей и дарований. Может быть, именно поэтому в свое время А. В. Луначарский советовал молодежи: «Можно разными способами помочь себе, но лучше всего отдаться общественной деятельности, науке, спорту» .

По мере того как спорт превращался из средства забавы сравнительно небольшого круга состоятельных людей в могучее средство формирования человеческой личности, повышались требования общества к спорту и требования спорта к спортсмену.

Сейчас, как правило, спортсмен высокого класса -- высококультурный человек, наделенный недюжинными физическими способностями, большими знаниями и хорошо подготовленный к преодолению больших физических и психических нагрузок. Достаточно вспомнить имена Ю. Власова, В. Куца, В. Попенченко, Г. Шаткова и многих других "чемпионов и рекордсменов мира, олимпийских игр, чтобы убедиться в этом. Современный спорт требует высокоразвитого интеллекта и при известных условиях формирует не только такие качества личности, как смелость и мужество, но и творческие способности. Спортсмены очень часто находятся в условиях, которые требуют от них в необычайно короткие сроки оценить обстановку, принять решение, найти наиболее рациональный способ выполнения поставленной задачи.

Спорт -- это область интересного и интенсивного творчества коллективов ученых, тренеров и самих спортсменов. Основа творчества -- создание новой техники, тактики, методики тренировки. В системе «спортсмен -- тренер -- наука» еще задолго до появления рекорда планируются определенные результаты, заранее «конструируется» динамическая модель будущего рекорда, определяются временные характеристики движения результата и т. д. Например, в период подготовки к первенствам мира, олимпийским играм тщательно разрабатывается «стратегия и тактика» борьбы против спортивных соперников за установление новых рекордов. В период подготовки тренер выступает как математик и психолог, архитектор и строитель будущего высшего спортивного достижения. Неистощимость творчества позволяет постоянно совершенствовать спорт во всех его проявлениях: разрабатывать оригинальную технику выполнения упражнений, новую конструкцию снарядов, новые методы спортивной тренировки и тактику спортивной борьбы.

Так были созданы известные всему спортивному миру ленинградская штанга и фиберглассовый шест, тартановая дорожка и лыжи Ярвинена, способ плавания «дельфин» и прыжок в высоту Фесбери.

Однако процесс творчества захватывает не только собственно спорт, но и обслуживающие его сферы -- журналистику и архитектуру, живопись и литературу, искусство ваяния, театр и другие средства массового воздействия. Об этом свидетельствуют грандиозные дворцы спорта, полотна художников, великолепные статуи, воспевающие физическую красоту и мощь человека.

Профессия специалиста по физической культуре и спорту во всем многообразии ее специальностей -- перспективная и необходимая, так как общество не может существовать без физического развития, а следовательно, без физической культуры и спорта.

Огромное воспитательное значение имеет личность самого тренера, педагога -- эрудированного человека, который из богатого арсенала средств и методов современного физического воспитания и спорта выбирает наиболее пригодные для каждого человека, т. е. такие, которые наилучшим образом удовлетворяют психологические и социальные запросы людей и способствуют наиболее эффективному физическому совершенствованию подрастающего поколения. Такие педагоги приучают своих учеников повседневно заниматься физическими упражнениями, развивают у них любовь к своему предмету, стремятся лучше знать своих воспитанников, формируют их мировоззрение и моральный облик.

Специалисты в области физической культуры и спорта должны обладать обширными и глубокими знаниями. Этого требует весь уклад современной жизни. В процессе физического воспитания приходится проводить занятия с людьми разного возраста и раз личной степени физического развития, поэтому специалист должен быть хорошо подготовлен к работе в любом звене системы народною образования и самодеятельных физкультурных организаций.

Где бы ни работал выпускник института физической культуры, он, кроме своей узкой специальности, должен иметь глубокие знания в области смежных профессий. Например, трудно представить себе современного учителя или преподавателя физического воспитания, тренера или инструктора, который не знал бы основ таких наук, как биологические (физиология, анатомия, биохимия и другие), педагогические (педагогика, психология, теория физического воспитания, методика, основы спортивной тренировки), частные методики, социология, управление и организация и другие. Причем требования сводятся не только к тому, чтобы педагог имел представление об этих науках, но к тому, чтобы он владел новейшими сведениями и умел применить их на практике.

Специфика работы выпускника института физической культуры заключается и в том, что в подавляющем большинстве случаев он должен сам практически владеть тем материалом, которому учит своих воспитанников. Другими словами, он должен уметь образцово показать различные приемы, движения и действия, быстро решить тактическую задачу в той или иной ситуации, продемонстрировать безукоризненную технику выполнения физического упражнения и т. д.

Для этого подготовка педагога по определенным видам спорта должна быть не ниже первого спортивного разряда, что и является одним из требований к выпускникам института физической культуры.

Преподаватель должен обладать хорошими личностными качествами, спокойным, ровным характером, доброжелательно относиться не только к хорошим ученикам, но и к сложным, к трудным. А. С. Макаренко в своих работах неоднократно подчеркивал, что легко любить хорошего ученика, но необходимо любить и плохих учеников, ведь задача педагога как раз в том и заключается, чтобы из плохого ученика сделать хорошего. Это трудно, но необходимо. Особенно сложно решить эту задачу в спорте, которому свойственны высокая эмоциональность в деятельности, возможность проявления не только положительных, но и отрицательных черт характера. Педагог, воспитатель должен всегда помнить, что форма его поведения, степень эрудиции, знание своего предмета, манера говорить, способы общения с людьми и даже внешний вид -- фигура, осанка, одежда, обувь -- все это находится в центре внимания. Ни одна положительная и ни одна отрицательная черта не ускользает от придирчивого взгляда подростков, юношей или взрослых. Профессиональная подготовленность требует от специалиста по физической культуре и спорту постоянного совершенствования своих знаний и навыков. Без знания передовых и прогрессивных идей, которые рождаются не только в нашей стране, но и за рубежом, идти в ногу со временем невозможно. Однако в огромном потоке научных и практических сведений порой очень трудно найти новое, необходимое, прогрессивное, особенно если человек не владеет иностранными языками. Поэтому так важно, чтобы специалист знал хотя бы один иностранный язык, тогда он смог бы непосредственно и более оперативно знакомиться с новыми международными достижениями в области теории и практики физической культуры и спорта.

Рекомендуем почитать

Наверх